Школа свободного саморазвития
Язык
СКЛАДЫ
Возраст | 4 – 5 лет |
Цель упражнения | Буквенный анализ слов. Подготовка к письму и чтению. Соотнесение звука и буквы. Складывание букв на слух. |
Материал | Коробки с подвижным алфавитом, в которых каждая буква лежит в своей ячейке. При этом гласные вырезаны из голубого картона, а согласные - из розового. |
Описание работы | Ребенок расстилает коврик и приносит на него коробку с подвижным алфавитом. Учитель выкладывает на ковер насколько известных малышу букв и предлагает сложить из них слово “МАМА”. При этом он ясно произносит это слово, выделяя сначала первый звук “М”, потом звук “А” и т.д. По слуху ребенок кладет на коврик буквы, изображающие эти звуки, складывая слово “МАМА”. |
Комментарий | Было бы неверно думать, что действия малыша можно назвать сознательным письмом. В этом упражнении он только складывает знакомые ему буквы, но никак не “пишет” слово. Складывание - процесс механический. Ребенок не обращает внимания на смысл слов, которые строит. Вот почему в это время он абсолютно не готов к чтению, которое невозможно без понимания того, что читаешь. Л.Н.Толстой начинал свою “Азбуку” со знакомства детей именно со складами или слогами, не имеющими смысла при прочтении. В работе с подвижным алфавитом можно предложить детям выстраивать на ковре именно склады Л.Н.Толстого. Механическое складывание по своему значению можно назвать ключом, основой для будущего тотального чтения и письма. Заметим, что работу с подвижным алфавитом ребенок проделывает самостоятельно, без помощи взрослого, который может выступить лишь в роли дающего задание и контролирующего его выполнение. Складывать буквы ребенок может и на слух, и с предложенной ему карточки. При этом на карточке изображена либо картинка, либо слово – склад. Предлагая настоящие упражнения с подвижным алфавитом, помним, что все они реальны только после строго определенной презентации ребенку этого классического языкового материала М.Монтессори. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве, в других Монтессори - группах России, в других странах. |
Дата | 1993-1994 |
Упражнения предлагаются по материалам международного курса Монтессори - педагогики в Немецкой Академии развития и реабилитации (Мюнхен). |
Следующее упражнение Предыдущая глава Следующая глава | Оглавление |