СЕМЕНА
Возраст | 2.5 - 3 года |
Цель упражнения | Распознавание семян различных растений |
Материал | Коробка, разделенная на несколько частей перегородками. Одно отделение большое, и в нем лежат семена различных растений. Например, тыквы, подсолнуха, арбуза, дыни. На донышках остальных отделений прикреплены картинки с изображением растений, чьи семена использованы в материале. |
Описание работы | Ребенок ставит перед собой коробку и сортирует семена из большого отделения в соответствующие маленькие. Он перекладывает каждое семечко отдельно, тренируя тем самым свою мелкую моторику. |
Комментарий | Впервые представляя этот материал ребенку, учитель, во-первых, узнает, знакомы ли ребенку растения, использованные в упражнении, и, если неизвестны, - называет их. Во-вторых, учитель вместе с ребенком рассматривает семена этих растений и определяет, чье какое. Только после этого малыш приступает к самостоятельной сортировке. |
Где применялось упражнение | В детских Домах Марии Монтессори в Москве. Материал проходит стадию апробации. |
Дата | 1994-1995 |
ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. ПЛОДЫ
Возраст | 3 - 6 лет |
Цель упражнения | Узнать листья и плоды соответствующих деревьев; узнать, что некоторые деревья не имеют плодов. |
Материал | Коробка с двумя отделениями. В одном - карточки с изображениями и названиями различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, пальма кокосовая и т.д.), в другом - карточки с изображением листьев этих деревьев, мелкие игрушки или естественные плоды. |
Описание работы | Ребенок выбирает любую карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод. (Работе предшествует трехступенчатый урок). В процессе работы ребенок понимает, что не все деревья имеют плоды. |
Комментарий | Если есть возможность, лучше провести круг с реальными листьями и плодами. Упражнение ставит ребенка в ситуацию дифференциации и упорядочивания растений как произведения природы, знакомит с понятием “плод” и через реальное действие запечатлевает его образ. |
Где применялось упражнение | Проходит экспериментальную стадию в детской группе Московского Дома Марии Монтессори. |
Дата | 1994-1995 |
ДЕРЕВЬЯ - КУСТАРНИКИ - ТРАВЫ
Возраст | 4 - 6 лет |
Цель упражнения | Научиться делить растения на деревья, кустарники, травы; определять их по характерным признакам. |
Материал | Билетики с надписями: дерево, кустарник, трава (цветы) карточки с изображением самых известных и постоянно встречающихся в жизни ребенка деревьев, кустарников, цветов (например, березы, дуба, ели, одуванчика, ромашки, розы и т.д.), контрольная карта с нарисованными растениями. |
Описание работы | Работе предшествует урок о характерных признаках дерева, кустарника, травы. Затем ребенок выкладывает на столе или коврике билетики с названиями и достает любую карточку с картинкой. Вспомнив характерные признаки дерева, травы, кустарника, ребенок относит свою карточку к соответствующему классу. Проверка осуществляется по контрольной карте. |
Комментарий | Для закрепления информации лучше всего продолжать игры во время прогулок. |
Где применялось упражнение | Проходит экспериментальную стадию в детской группе Московского Дома Марии Монтессори. |
Дата | 1994-1995 |
Вступление к этой главе Следующие упражнения Следующая глава | Оглавление |