АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
Возраст | 5 - 7 лет |
Цель упражнения | Умение составлять примеры на различные арифметические действия. |
Материал | Коробка с двумя отделениями, в одном из которых сложены пластмассовые или картонные таблички с изображением цифр от 1 до 20, а в другом - пластмассовые знаки "+", "-", "больше", "меньше". |
Описание работы | Ребенок приносит на стол коробку с материалом. Из содержимого коробки он составляет примеры и выкладывает их на столе перед собой. |
Комментарий | Упражнения с этим материалом позволяют ребенку еще и еще раз продумать различные арифметические действия. В процессе работы он оперирует с такими понятиями, как "больше", "меньше", "сумма", "разность", "равенство", "умножение" и "деление". К работе с этим материалом ребенок может обращаться неоднократно, даже в тот период, когда некоторые из этих понятий ему неизвестны. Наличие в коробке с материалом разнообразных арифметических знаков дает возможность ребенку работать в зоне его актуального развития с прицелом на зону ближайшего развития. Незнакомые знаки вначале являются загадкой для ребенка, и эту загадку он, упражняясь, отгадает. |
Где применялось упражнение | В детских группах ДММ, а так же в других Монтессори - группах России. |
Дата | 1994 - 19995 |
ЧИСЛА
Возраст | 4 - 6 лет |
Цель упражнения | Закрепление количественного выражения числа |
Материал | Картонные, деревянные или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображение: на одной ее половинке несколько точек или предметов, а на другой - число от 0 до 20. |
Описание работы | Ребенок берет наугад одну из фишек и выкладывает ее перед собой на столе, затем подбирает к ней парную и приставляет ее к первой, далее процесс повторяется. Работа может выполняться группой детей и носить характер обыкновенной игры в домино. |
Комментарий | Упражнение нравится детям, очевидно, из-за четкой логической комбинаторики, не допускающей произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно изобразить парные цветные знаки. Дня ребят постарше можно преложить домино с числами от 1 до 100 и даже до 1000, используя для отображения крупных чисел прием Монтессори в Золотом материале: единицы изображать точками, десятки - отрезками, сотни - квадратами. |
Где применялось упражнение | В детских группах Московского Дома Марии Монтессори. |
Дата | 1994 - 19995 |
КИЛОГРАММ-ГРАММ
Возраст | 5 - 7 лет |
Цель упражнения | Ознакомишься с единицами веса: килограмм и грамм, напиться оперировать числами при взвешивании, записывая результаты. |
Материал | Предмет весом 1 кг, предмет весом 1 г, бытовые напольные весы, аптечные весы или весы дня опытов по физике с гирями (в граммах), корзинки с предметами разного веса (большая - для крупных предметов - 1-2 кг), карандаши, бумага. |
Описание работы | Учитель дает ребенку в руку предметы весом в грамм и килограмм. Когда малыш почувствует разницу, учитель объясняет, что в 1 кг тысяча граммов (понятие "тысяча" уже знакомо ребенку). Затем ребенок взвешивается на весах и записывает, сколько килограммов он весит. Затем на аптечных весах он взвешивает легкие предметы и записывает их вес. После этого он взвешивает любые предметы, подумав, какие весы понадобятся (для тяжелых предметов - напольные, для легких - аптечные). |
Комментарий | Работа с весами придает наглядность арифметическим действиям, например, сложение ребенок может проверить уравновешиванием большой гири несколькими маленькими или процесс умножения - взвешиванием одинаковых предметов. Поддержанию интереса к занятиям с весами может служить игра в магазин ("продавец" взвешивает 100 г чего-либо для "покупателя" и т. д. ). |
Где применялось упражнение | Проходит экспериментальную стадию в детских группах Московского Дома Марии Монтессори. |
Дата | 1994 - 19995 |
ДЛИНА, ШИРИНА, ВЫСОТА
Возраст | 5 - 6 лет |
Цель упражнения | Освоить понятия "длина", "ширина", "высота", совершенствоваться в использовании измерительных приборов. |
Материал | Корзинка, в ней лежат знакомые ребенку объемные предметы: куб, призма, книга. В игре используется мебель класса: стол, стул, шкаф, рулетка, бумага, карандаши. |
Описание работы | Работе с материалом предшествует трехступенчатый урок о длине, ширине, высоте (лучше всего показывать на призме). Затем ребенок выбирает любой объемный предмет, измеряет длину, ширину, высоту и записывает результаты в см (дм) или м. |
Комментарий | Измерение высоты, ширины и длины куба, возможно, натолкнет ребенка на долгие размышления. |
Где применялось упражнение | Материал проходит экспериментальную стадиюв Московском Доме Марии Монтессори. |
Дата | 1994 - 19995 |
ВВЕДЕНИЕ В МЕТРИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ
Возраст | 5 - 6 лет |
Цель упражнения | Напиться пользоваться линейкой, рулеткой, узнать понятия километр, метр, сантиметр, миллиметр. Знакомство с метрической системой измерения. |
Материал | Линейка, рулетка, карандаши, бумага, кукла. В специальном углу наклеены четыре полоски одинаковой ширины: полоски длиной в метр, сантиметр, дециметр, миллиметр (или поднос с этими полосками), контрольная карта с записью: 1м =100 см; 1 см = 10 мм и т.д. |
Описание работы | 1. Работе предшествует трехступенчатый урок о сантиметрах и миллиметрах (с помощью линейки). Затем ребенок карандашом проводит линию на бумаге, измеряет результат и записывает (в см и мм.). Потом с помощью линейки измеряет рост куклы и записывает результат.2. Трехступенчатый урок о дециметрах и метрах (с помощью цветных полосок): 1 дм = 10 см, 1м =100 см. С помощью рулетки ребенок измеряет стул, стол, шкаф. Результаты записывает в (см, дм и м). |
Комментарий | Особый интерес вызывает процесс измерения своего роста, роста товарищей, учителя. Когда материал хорошо освоен, во время прогулки можно пройти 1 км и сообщить, что в 1 км -1000 м. |
Где применялось упражнение | В детских группах Московского Дома Марии Монтессори. |
Дата | 1993 - 19994 |
СУММА - РАЗНОСТЬ
Возраст | 4.5 -6 лет |
Цель упражнения | Различие понятий "сумма" и "разность". |
Материал | Карточка с примерами без знаков действия. К этому прилагаются таблички со словом "сумма" и знаком "+" на обратной стороне и таблички со словом "разность" и знаком "-". |
Описание работы | Ребенок кладет перед собой карточку с примерами, прочитывает первый из этих примеров и подбирает к нему необходимый знак действия, то есть табличку со знаком "+" или "-". Перевернув табличку, он может убедиться, что действие, которое он произвел, является "суммой" или "разностью" двух чисел. |
Комментарий | Упражнение с этим материалом является тестовым при изучении сложения и вычитания. В упражнениях на предыдущих материалах третьей группы (таблицы, цепочки и пр. ) ребенок уже получил представление о том, что есть сумма и разность двух чисел. Он уже объединял в множества бусины Золотого материала и составлял цветные цепочки. На данном этапе он оперирует действиями сложения и вычитания на цифровом, символьном уровне. Поэтому действия его более абстрактны, чем раньше. |
Где применялось упражнение | Материал проходит экспериментальную стадию в Доме Марии Монтессори в Москве и других городах России. |
Дата | 1994-1995 |
АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДОМИНО
Возраст | 5 - 8 лет |
Цель упражнения | Закрепление арифметических действий |
Материал | Картонные, деревянные или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображения: на одной ее половинке - одно из арифметических действий с двумя числами, например, 8-5= на другой - число - результат арифметического действия парной фишки. |
Описание работы | Ребенок берет наугад одну из фишек и выкладывает ее перед собой на столе, затем производит арифметическое действие, указанное на этой фишке, и подбирает к ней парную, приставляя ее к первой, далее процесс повторяется. Работа может выполняться группой детей и носить характер обыкновенной игры в домино. |
Комментарий | Упражнение нравится детям, очевидно, из-за четкой логической комбинаторики, не допускающей произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно изобразить парные цветные знаки. Дня ребят постарше можно предложить домино до 100 и даже до 1000. |
Где применялось упражнение | В детских группах Московского Дома Марии Монтессори. |
Дата | 1994-1995 |
Предыдущие упражнения Предыдущая глава Следующая глава | Оглавление |