гл.10 Логика и счет. (продолжение)

Полезность: 4,5 из 5 Интересность: 2,5 из 5 (2 оценки)

КУБИКИ НИКИТИНА, или СЛОЖИ УЗОР

Возраст 3 - 6 лет
Цель упражнения Умение логически сопоставить цветное геометрическое изображение, выстроить ряд или узор по образцу в одном или разном масштабе. Развитие логического мышления через сенсорное восприятие.
Материал Набор кубиков Коса в интерпретации Бориса Никитина, собранный по его книжке "Развивающие игры для детей", и набор карт с узорами разной сложности к ним. Изображения узоров представлены в разном масштабе.
Описание работы Малыш ставит перед собой материал, выбирает одну из карт сначала идентичного масштаба с гранями кубиков. Он разглядывает кубики и пытается выстроить их прямо на карте с узором так, чтобы узор выстроился сверху. Ребенок может выстраивать кубики в узор и прямо на столе. При этом картинка для сравнения лежит рядом. Чтобы усложнить себе задачу, малыш может выбрать для работы узор меньшего масштаба (такие карты тоже есть в материале).
Комментарий Кубики Коса используются психологами всего мира как тестовый материал. В данном же случае ребенок работает с ними без помощи взрослого и даже без его непосредственного наблюдения. Материал приобретает дидактический смысл и помогает ребенку самостоятельно развивать свои сенсорные качества, а также логическое мышление. Причем логика его действий напрямую зависит от утонченности его чувственной сферы, например, цветового восприятия. Можно сказать, что в этих упражнениях чувств ребенка работают вместе с разумом. Работа с кубиками дается в интерпретации ДММ.
Где применялось упражнение В детских группах ДММ в России.
Дата 1994 - 19995

МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ

Возраст  
Цель упражнения Развитие пространственных представлений
Материал Набор маленьких палочек (спичек без серы), небольшой комочек пластилина, рабочая дощечка (картонка).
Описание работы Ребенок приносит на свой стол поднос с материалом. Он кладет перед собою рабочую дощечку и выкладывает на ней плоскую геометрическую фигуру, например, треугольник. Комочками пластилина он скрепляет спички. Таким же образом он моделирует и объемную фигуру, например, пирамиду, также закрепляя палочки-ребра пластилином.
Комментарий Моделируя самостоятельно плоские и объемные фигуры, ребенок вполне реально проживает процесс их рождения, облегчая тем самым развитие пространственного воображения. Важно отметить, что с помощью этого материала ребенок чувственно знакомится со структурой геометрически плоских и пространственных фигур - их каркасом, создавая из ребер и вершин грани, а затем тела. При этом рука ребенка, его зрение и разум действуют вместе. С помощью этого материала ребенок может построить все геометрические фигуры, имеющие вершины и стороны. Можно ребенку предложить набор карточек с изображениями трехмерных многогранников.
Где применялось упражнение В группе детей 5-7 лет в УВК 1063 Москвы и в других экспериментальных группах ДММ.
Дата 1994 - 19995

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА

Возраст 4 - 6 лет. Для тех, кто уже умеет читать.
Цель упражнения Сопоставление геометрического тела с его названием, написанным словом.
Материал Корзинка с объемными геометрическими телами. Коробочка с табличками, на которых написаны их названия.
Описание работы Ребенок приносит материал на стол и достает геометрические тела из корзинки, расставляет их перед собой. Затем он берет из коробки таблички с их названиями и раскладывает соответственно. Контроль осуществляет учитель.
Комментарий С названием основных объемных геометрических тел ребенок уже знаком по работе с похожим сенсорным материалом. Но тогда малыш лишь получил общие представления о них и их названиях. Сейчас же ребенок, восстанавливая эти представления, поднимается на новую ступеньку - соединяет их с написанным словом. Эта работа носит абстрактный характер и непроста для ребенка. Он берется за материал только тогда, когда может уже читать с пониманием хотя бы отдельные слова. Работая с этим материалом, ребенок возвращается и к повторению уже знакомых ему через сенсорику свойств объемных геометрических тел. Это упражнение еще раз показывает свойство любого дидактического Монтессори - материала вести малыша от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития по Выготскому.
Где применялось упражнение Материал проходит стадию эксперимента в Монтессори - группах ДММ в Москве и других городах России.
Дата 1994 - 19995

ЧТО НАЗЫВАЮТ ПРОЕКЦИЕЙ

Возраст 5 - 7 лет
Цель упражнения Сопоставление объемных тел и их плоскостных изображений - проекций.
Материал Корзинка с объемными геометрическими телами и коробка с их плоскостными изображениями, нарисованными и вырезанными из картона или фанеры.
Описание работы Ребенок кладет перед собой материал и расставляет объемные геометрические тела, прикладывая их грани к картонным проекциям. Он может заняться и подбором проекционных фигур к телам с криволинейными поверхностями, например, шару, эллипсоиду, конусу и т. д. Работая с материалом, ребенок выясняет, например, что проекцией четырехгранной призмы является четырехугольник или квадрат (по согласованию), куба - квадрат, а шара - круг.
Комментарий К упражнениям с этим материалом ребенок возвращается после некоторого перерыва и в новом качестве. Он уже обращался к нему в З-4 года на сенсорном уровне. Тогда его представления о том, что такое проекция объемного тела на плоскость, закончились неосознанным опосредованным впитыванием действия с предметом. Сейчас зона его актуального развития изменилась, и работа с геометрическими телами и их проекциями превратилась в лабораторный эксперимент. Для закрепления абстрактного математического понятия потребовалось образное мышление и включение памяти. Можно наблюдать стремление ребенка взять карандаш и зарисовать объемное тело в его плоскостном изображении. Этот момент фиксирует точку удивления, самостоятельного открытия сложного математического понятия
Где применялось упражнение В Монтессори - школах Голландии и других странах. В экспериментальных группах Дома Марии Монтессори в России.
Дата 1994 - 19995

ОБЪЕДИНИ МНОЖЕСТВА



Возраст 5 - 7 лет
Цель упражнения Развитие первоначальных представлений теории множеств. Умение группировать, геометрические фигуры и распределять их в заданные множества.
Материал Коробка с несколькими отделениями. В одном из них лежат шнурки разного цвета, в остальных - мелкие геометрические фигурки: квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, кубики, шарики. К этому прилагается маленький коврик или салфетка.
Описание работы Ребенок приносит коробку на свой рабочий стол и расстилает салфетку. Он берет один за другим шнурки и выкладывает на салфетке замкнутые фигуры. В центре каждой их фигур он группирует одинаковые геометрические формы: множество треугольников, множество кубов, множество шаров или квадратов. Усложняя себе задачу, ребенок может сначала выложить на салфетку несколько различных фигур, а затем объединить их в множества с помощью шнурков.
Комментарий Эти упражнения не вызывают затруднений у детей, которые прежде, на сенсорном уровне, занимались сортировкой и распределением предметов. Существует немало упражнений и занятий этого плана для маленьких детей. Теперь же ребенок возвращается к ним, но в новом качестве, начиная изучение математики через теорию множеств. Совместно с французскими педагогами учителя Дома Марии Монтессори в Москве разработали большое количество различных упражнений в свете теории множеств для развития пространственного и логического мышления детей. Ими можно пользоваться как на предметных материалах, так и на специальных рассыпных печатных листах.
Где применялось упражнение В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве, в свободных школах Франции.
Дата 1994 - 19995

Следующие упражнения
Предыдущие упражнения
Предыдущая глава
Следующая глава
Оглавление
Книга
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "гл.10 Логика и счет. (продолжение)"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

24.08.1999
Обновлено 24.08.1999
Статья дня
Отношения, которые идут в никуда
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!