Что получилось
Недавно отметили год с начала занятий. Компания немного расширилась - еще девочка и мальчик прибавились, всего 6 человек. Возраст теперь от 2,5 до 3-х лет.
Дети подрастали и появлялись новые возможности. И, соответственно, занятия со временем усложнялись, наполнялись новыми видами деятельности. Малыши стали уже понимать подвижные игры с правилами, участвовать в инсценировке знакомых сказок и даже сочинять свои, с удовольствием включались в сюжетные, ролевые игры. Вот, недавно в лото полюбили соревноваться. Увлеченно вместе рисуют, раскрашивают, лепят, мастерят нехитрые игрушки. С улучшением речи стали много оживленно обсуждать картинки, видеозаписи и т.п. И могут уже сами придумывать игры и договариваться о простых правилах. А как весело, оказалось, вместе сочинять сказку на новый лад! Или просто пластилинового зайчика кормить морковками собственного изготовления, а для белочки "грибочки" по комнате собирать, на веревочку нанизывать...
Особое внимание стараемся уделять играм с обычными игрушками, то есть сюжетно-ролевым. Кстати, подметили, что девчат очень увлекают традиционно мальчишечьи игры и игрушки, и наоборот. Так что в любую игру с удовольствием включаются все. Обычно воспитатель продумывает заранее тему, подключая, при необходимости, родителей к подготовке игрового материала. Так, для строительства города потребовалось несколько разных конструкторов, строительные и специальные машины, коврик с дорогами, знаки дорожного движения, куклы, аптечка и пр. Для зоопарка - мягкие игрушки и решетки от разобранной детской кроватки, игрушечная посуда и еда. Кстати, для этой игры мамы детей организовали им утром того же дня совместную прогулку в зоопарк. К вечеру был готов еще видео-сюжет об этой прогулке, просматривание которого вызвало оживленное обсуждение и бурную игровую активность.
Вообще, тематические занятия, связанные с их яркими воспоминаниями, особенно любимы малышами. Ну, разве не здорово снова оказаться "в цирке", но уже "на арене", в роли клоуна или укротителя тигров?! Или осуществить мечту - сыграть на настоящих инструментах "Лебединое озеро" в "оркестре оперного театра"! Соскучились дети по ласковому летнему солнышку, морю? Детские альбомы с фотографиями, ракушки и морские камушки, шелковая ширма цвета морской волны - и вот мы уже на пляже!
К музыке на занятиях детишки привыкли уже давно - адаптированную для детей классику ставили, детские песенки, звуки природы. Задумали еще специальное музыкальное занятие устроить, в составе основного. Одна из мам - соседка по лестничной площадке, с фортепиано. Другая - учитель музыки. И сама воспитатель окончила несколько классов музыкальной школы. Набрали литературы, подготовились. Начало занятий превратили в праздник "Путешествие в музыкальную страну" - с поиском ключиков-колокольчиков, перевязанных разноцветными атласными лентами (они потом должны были создавать деткам особое настроение).
А праздники у наших детей не редкость. Первым стал Новый год с "настоящим" "Дедом Морозом", вручением подарков из его знаменитого мешка, с традиционным хороводом, хлопушками и бенгальскими огнями, мамами в костюмах клоунов. Все дни рождения детей празднуем в компании. Считаем их очень важными мероприятиями и готовимся ответственно. Воспитатель помогает маме именинника, или даже полностью берет на себя организацию - ведь ее опыт тут вне конкуренции. Зато первое сентября сделали приятным сюрпризом для воспитателя - малыши встретили ее с огромными букетами у порога. Вот, недавно прошел "Осенний" праздник. Начали с утренней прогулки по шуршащим листьям, с рассматриванием и сбором природного материала. А в тот же вечер малыши, под стихи Пушкина, осеннюю мелодию Вивальди, рассматривали страницы гербария, заботливо подготовленные одной из мам, подборку тематических слайдов на компьютере; срывали, "как ветер" бумажные "листики" с "дерева" и тут же становились этими листиками сами; "помогали зверям готовиться к зиме", выполняя стихотворные "осенние задания" и себе "построили на зиму Дом", а в финале даже устроили настоящий листопад.
Попробовали еще организовывать совместные прогулки во дворе - с разнообразными, в основном, конечно, подвижными играми. Подкупили для этого несложного оборудования - обручи, мячи, скакалки и т.п. Игры возникали сами собой, часто придумывались самими детьми. И конечно, имели у них огромный успех.
Проблемы
Конечно, не все шло гладко и удавалось. Были и "блины комом", и неожиданные трудности. По-прежнему актуальна для воспитателя задача организации детей для выполнения нужных элементов программы. Постоянно экспериментирует, ищет разные методы и подходы. Она убеждена, что нельзя заставлять и ограничивать их свободу - чтобы не лишать занятия самого ценного - творческого начала. И в то же время необходимо как-то добиваться решения задачи. Остается только привлекать и заинтересовывать. А это, безусловно, сложнее. Так что приходится изобретать на ходу, перестраивать программу, иногда отказываться от чего-то. В последнем случае Оксана очень расстраивается.
Да и с характерами деток иногда непросто управиться, стараясь создать гармоничную дружескую атмосферу. У кого-то агрессивность неожиданно появится (подражать начнет кому-то со двора, к примеру). А другой никакого отпора дать не может, и первый постоянно избирает его объектом. Нужно меры принимать срочно. Тут и воспитательные сказки в ход идут, игры рождаются специальные и пр. Замкнется почему-то ребенок, отказывается совсем от игры - тоже разбираться надо. Или страх какой-то всплывет во время занятия у ребенка. К маме привязанность обострится после ее недельного отсутствия дома, скажем - не может теперь малышка расслабиться - воспитатель вместе с мамой продумывают, чем помочь. Вообще, с воспитателем уже все родители советуются при каких-то затруднениях. Иногда и все вместе советуемся по поводу одного ребенка - они же все нам теперь не чужие.
Текущие результаты
Сложно определить, конечно, что дают эти занятия нашим детям. Ведь они еще очень бурно меняются из-за возраста. Да и непонятно по каким критериям оценивать. Это же не обучение, дающее совершенно четкий результат, типа: сколько цветов знает, читает - не читает, считает и пр. А мы ведь ставили задачу Развития, тут результат измерить сложнее. Да и родители со своими детьми занимаются активно. Хотя, по уровню общения можно, наверное, делать какие-то выводы.
Могу о своем ребенке рассказать. Ему сейчас 2 года 7 месяцев. Этот, прежде нелюдимый, "Теленок" за месяц пребывания на море перезнакомился, по крайней мере, с половиной курортного поселка. "Пойду-ка я поздороваюсь с этой девочкой!". Только и вылавливала его по пляжу. А однажды вокруг своего надувного бассейна умудрился собрать компанию из 5-ти человек - почти как дома! К друзьям своим он очень привязан. Ждет, радуется встрече. Предлагает помощь, может сознательно уступить другу, поделиться. В то же время научился и свои интересы отстаивать, давать сдачу обидчику (раньше проблема была). Придумывать и инициировать игры с друзьями стал, договариваясь с ними об условиях: "давай играть как будто мы лошадки: сначала ты меня повезешь, потом я тебя", или "девчонки, вы хотите со мной красками рисовать? ...ну, пойдем тогда на кухню".
Играет Илья с машинкой: везет и складывает в кабину маленькие разноцветные шарики, болтает сам с собой. Отрывок импровизированного диалога: "О, привет, Ясенька! Почему ты стоишь тут такая грустная?! Хочешь, я тебя подвезу? - Хочу! - Ну, садись (вкладывает шарик). Смотри, там Олежка стоит! Давай его с собой возьмем. - Олежка, поехали ко мне в гости!" (вкладывает другой шарик.)...".
Начало занятий. За окном метель, мама поделилась с Илюшей переживаниями "как же наши гости будут добираться". Приходят дети. Бежит их встречать, со словами "Лиза, ты не сильно поскользнулась на льду?", "Даня, тебя мороз не заморозил, когда ты ко мне ехал на санках?"
Диалог между детьми при очередной встрече, у порога.
- "Привет, Машунечка (обнимает)! Можно я помогу тебе раздеться?
- Нет, мне лучше мама поможет (подозрительно взглянув на дружка).
- (смутившись) Я же хороший! Я хо-ро-ший!.."
Вообще все детишки, давно посещающие занятия активно обращаются с просьбами друг к другу, свободно используя вежливые формы. Жалеют по своей инициативе плачущего товарища, извиняются, если явились источником обиды. Проявляют интерес к мнению другого, советуются, обсуждают между собой что-то без участия взрослого.
Наверное, профессиональный психолог в этой области мог бы какую-то грамотную оценку дать - самим было бы интересно. Но для нас показатели не столь важны, ведь мы делаем это для своих детей, а не для отчета.
Некоторые выводы
Безусловно, специальное образование в этой области, как и в любой другой, имеет большое значение. Но ведь мамам никто не дает дипломов о втором высшем образовании! А неужели материнская любовь и сознание собственной ответственности перед маленьким человечком - не в счет?! У кого может быть больше стимула изучать ту же педагогику, выяснять достоинства и недостатки разных методик, стремиться узнавать самое новое и современное, сравнивать его с проверенным старым - если не у Мамы? Только вот времени, конечно, дефицит. Вот тут нам очень повезло - мы не только нашли единомышленников, готовых что-то делать вместе для своих детей, но и человека, для которого это дело оказалась просто призванием. Увлеченная идеями развития своего ребенка, любящая детей, и педагог к тому же, она решила попробовать себя в работе с малышами. И занялась ею с огромным энтузиазмом, энергией и самоотдачей.
Да и для многих мам это стало, пожалуй, неплохим способом самореализации в декретном отпуске: не за счет своего ребенка, а вместе с ним.
А поскольку у большинства из нас ребенок пока один, может еще удастся сгладить неизбежные, по мнению окружающих, недостатки воспитания в таком случае. Ведь на занятии все дети оказываются равными перед воспитателем и друг перед другом. И, вместе с тем, она оберегает интересы каждого. Так что, они получают ценный опыт самостоятельности, чувствуя себя при этом в безопасности. И вообще они у нас как в большой семье оказываются. Воспитательницу некоторые дети, в самом деле, на рисунках включают в состав семьи. Могут мамой ее назвать, или чью-то маму. Тут уместно, пожалуй, вспомнить также о единодушной и такой ценной поддержке наших пап, без которой вряд ли вообще что-то могло бы осуществиться.
Планы
Хорошо бы сохранить такие взаимоотношения и дальше. Возможно, перестраивая их, по мере изменения условий. Скоро заканчиваются декретные отпуска мам, и нужно думать о будущем. Примечательно, что у большинства из нас, независимо друг от друга, возникали идеи о связи работы, тем или иным образом, с детской тематикой. Но пока радуемся настоящему и стараемся максимально использовать оставшееся время.
Вот, с недавнего времени пробуем включить в занятия уроки математики по методике развивающего обучения, предполагающей коллективное занятие в сочетании с домашним (на основе "Игралочки" Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой). Изобразительной деятельностью решили заняться по всем правилам, вдохновленные великолепным учебником Г.Г. Григорьевой. Много еще идей, ожидающих своей очереди на реализацию. К примеру, по активному использованию любимых детских мультиков - в качестве богатого источника игровых сюжетов, или с выборкой тематических эпизодов, сканированием слайдов (для использования на занятиях с целью развития речи, памяти и пр.). Возможности интересных новых впечатлений (экскурсии) для детей продумываем, вместе с последующим обыгрыванием на занятиях. Ну а сейчас, конечно, во всю готовимся к встрече Нового Года :).
***
Решила написать эту статью для сайта 7я.ру, из благодарности за большое количество найденной здесь полезной информации, и особенно за конференцию по раннему развитию. Может, и наш опыт окажется для кого-то полезным. Ведь подобный вариант доступен практически всем желающим. В таком случае готовы продолжить "раскрывать секреты маленькой компании".
Удачи, и с наступающим Новым годом!
Ольга Черемисова, olcher@list.ru.
Воспитатель - Оксана Королева.