Что за странное название предмета стоит в расписании нашей школы - КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ? (Дети попросту называют его “Космос”). Можно подумать, речь идет о звездах, планетах, спутниках и ракетах. Не совсем. Нельзя также сказать, что это - старое доброе природоведение. Иногда мы прибавляем к слову ПРЕДМЕТ частичку МЕТА, объясняя, что ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, истории, географии, астрономии и многом другом.
Центральная идея космического воспитания - познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории и природе. Микрокосмос - это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос - тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее все, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на себя самого, свою естественную природу и поймет, что развитием необходимо управлять сознательно.
Такова философская основа метапредмета “КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ”. Среди русских философов, проповедовавших идею “космизма”, можно назвать Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, К.Э.Циолковского. Этими идеями увлекался в свое время и Л.Н.Толстой. Мария Монтессори придала им дидактический смысл, показав, как можно реально воплотить эти идеи в жизнь, работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться каждой даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.
Разрабатывая космическое воспитание как предмет изучения, мы основывались, прежде всего на том, что необходимо сохранит и поддержать детское восприятие мира как единого целого, оставшееся у ребенка с младенческих лет. Малыш не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыт по физике, а про звезды расскажут на уроке астрономии лишь в 11 классе. Ему уже сейчас, в пять-семь лет все это интересно. Свои вопросы об окружающем мире он не делит по предметам: ботаника, зоология, астрономия. Потому что в один и тот же день его в одинаковой мере занимают наблюдения за Солнцем и поведение кошки. Разумеется, взрослые пока не в силах ответить на каждый вопрос ребенка. Наша задача - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда, в большинстве случаев, малыш может обходиться без взрослой опеки и контроля.
Мы отказались от традиционной постановки учебного процесса: учитель рассказывает и спрашивает, ученик слушает и отвечает. Основная часть занятий заполнена коллективной и индивидуальной свободной работой: рисованием, раскрашиванием, сочинением сказок и историй, докладов, отгадыванием загадок и кроссвордов и придумыванием их, моделированием предметов и афиши ситуаций, пантомимой, самостоятельным осуществлением опытов с полным отчетом о них. Реальная работа детей имеет первостепенное
значение, так как одна из основных идей курса - личное проживание смысла уроков. Память о них - собственные учебники, рисунки на стенах, модели на полках, - спектаклей и выставок.
Елена Литвяк
Предыдущая глава Упражнения по биологии Следующая глава | Оглавление |