ЗВУКИ В КРУГУ (групповое занятие)
Возраст | 3.5-5 лет |
Цель упражнения | Утончение слуха. Распознавание звуков родного языка. Умение выделить отдельный звук в контексте слова и определить его место в названии предмета. |
Материал | Коробка с маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков. Предметов должно быть по количеству детей в группе. Поднос разделен на 3 части. |
Описание работы | Дети сидят в кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и поднос, разделенный на 3 части. Дети по очереди выходят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек. Затем по просьбе учителя каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки-предмета и определяет тут же, где он слышит звук, который назвал учитель: в начале, середине или конце слова. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант. Можно попросить детей, чтобы они каждый раз поясняли качество звука: мягкий он или твердый. Малыш кладет свой предмет в соответствующую лунку подноса и определяет их место в контексте слова. |
Комментарий | В этом упражнении игрушку-предмет можно заменить картинками. Их легче подобрать в любом количестве. Упражнение проводить неоднократно, предлагая детям коробки с различными предметами или картинками. При этом детям пока не даются понятия гласных и согласных и не обращается специальное внимание на принципиальную разницу звуков языка. Сравнение происходит пока подсознательно, интуитивно. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других городах России |
Дата | 1993-1994 |
ГЛАСНЫЙ ПОД УДАРЕНИЕМ
Возраст | 3.5-5 лет |
Цель упражнения | Утончение фонетического слуха. Распознавание отдельных звуков родного языка. Улавливание мелодии языка через ударение в словах. Интуитивное ударение. Соотнесение гласного звука и его символа. |
Материал | Касса букв на гласные, сшитая из голубой материи. Кармашки обозначены соответствующими буквами. К этому есть коробка с картинками, изображающими разные предметы. |
Описание работы | Ребенок кладет перед собой кассу гласных и ставит коробку с картинками. Он вынимает из коробки одну за другой карточки и четко произносит название изображенного на ней предмета. Он старается распознать на слух ударный гласный и вкладывает карточку в соответствующий кармашек кассы. |
Комментарий | Упражнение предлагается ребенку в тот период, когда он свободно работает с подвижным алфавитом и сравнение звука и буквы на механическом уровне у него уже произошло. Теперь малыш как бы углубляет, совершенствует свои представления о свойствах отдельных звуков языка, обращает внимание на то, что ударными могут быть только гласные звуки, и, если гласных в слове несколько, то один из них обязательно звучит ярче, сильнее остальных. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. |
Дата | 1993-1994 |
ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ
Возраст | 5 - 6 лет |
Цель упражнения | Утончение фонетического слуха. Распознавание качества согласных звуков по твердости. Упорядочивание фонетической системы языка. Фонетический анализ. |
Материал | Поднос” разделенный на 3 части. Набор табличек со словами, в которых красным выделена одна из букв, обозначающих мягкий или твердый согласный.белка кабанНа обратной стороне табличке стоит знак этой согласной для самопроверки.твердый мягкий |
Описание работы | Ребенок ставит перед собой поднос и берет из большого отделения по одной табличке со словами. Он определяет мягкость или твердость согласного звука, обозначенного красной буквой и кладет в соответствующую ячейку подноса. Когда таблички будут полностью рассортированы, ребенок может самостоятельно проконтролировать себя, перевернув их. |
Комментарий | Выполняя это упражнение, ребенок делает для себя открытие - он реально видит, что твердо и мягко звучащие согласные на письме обозначаются одной и той же буквой. И в этом смысле согласных звуков в языке гораздо больше, чем букв. Это открытие малыш делает теперь уже достаточно осмысленно, потому что, кроме чувственного восприятия звука, он пользуется, анализом, т. е. способом мыслительной деятельности.* Именно на основе анализа он классифицирует согласные. Этот материал следует предлагать ребенку раньше, чем он перейдет к анализу гласных, потому что именно на основе отношений к мягким или твердым согласным строится система гласных русского языка. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. (Материал проходит стадию эксперимента). |
Дата | 1994 |
Следующие упражнения Предыдущие упражнения Предыдущая глава Следующая глава | Оглавление |