СОРТИРОВКА СЛОВ (белая серия)
Возраст | 4 - 6 лет |
Цель упражнения | Осмысленное чтение. Классификация слов. Обобщающие слова. Подготовка к космическому воспитанию. |
Материал | Коробка с двумя отделениями. В одном лежат четыре таблички со словами:животные - красный ободок человек - желтый ободок растения - зеленый ободок явления природы - синий ободок.Во втором отделении коробки лежат записки с различными словами, которые можно отнести к этим четырем группам. |
Описание работы | Ребенок ставит перед собой материал и выкладывает на стол сначала 4 основные таблички. Затем он по одной прочитывает записки и раскладывает их в 4 соответствующие колонки. |
Комментарий | Материал позволяет ребенку оперировать только с написанным словом, без “подпорок” из предмета или карлики. Малыш опирается только на образное восприятие прочитанного, анализирует слово и производит классификацию. Работа требует абстрагирования и хороша как тестовой материал для определения готовности ребенка к следующей ступени - чтению предложений и связных текстов. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. |
Дата | 1993-1994 |
КНИЖКИ ИЗ “АЗБУКИ” Л. Н. ТОЛСТОГО
Возраст | 4 - 6 лет |
Цель упражнения | Начальное сознательное чтение |
Материал | Самодельные книжки, на одной странице которых - картинка, а на другой -предложение, взятое из текстов “Азбуки” Л.Н.Толстого. |
Описание работы | Ребенок читает предложения в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их. |
Комментарий | Тексты Л.Н.Толстого из “Азбуки” погружают ребенка в чистый, яркий, богатый русский язык, какого не найти ни в каких других современных текстах. Вот почему, интерпретируя Монтессори - материал для детского чтения, мы воспользовались именно толстовской “Азбукой”. Кроме того. Лев Николаевич словно предугадал последовательность предъявления ребенку материала для чтения. Розовая серия “легких” слов Монтессори прямо повторяет III раздел “Азбуки” Л.Н.Толстого, где записаны слова без трудностей при прочтении. Многие его рассказы из “Новой азбуки” тоже могут служить основой для книжек Монтессори. Конструируя этот материал, мы пользовались также дневниковыми записями Ю.Фаусек, в которых она приводит много собственных текстов для первых книжек. Надо сказать, что эти тексты, по нашим наблюдениям, более сложны, чем толстовские, и дети переходят к ним позже. Наряду с классическими первыми книжками, мы, разумеется, предлагаем и свои собственные, составленные педагогами детских групп Дома Марии Монтессори. Эти книжки тоже пользовались успехом у детей. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. |
Дата | 1993-1994 |
НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ
Возраст | 3 - 5 лет |
Цель упражнения | Утончение слуха. Распознавание звуков русского языка, его мелодичного звучания. Умение выделить отдельный звук и определить его место в названии предмета. |
Материал | Коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков. Например, “М”. Тогда в коробке лежат машина, медведь, марка, монета, замок, гном. К этому прилагается поднос, разделенный на три части. |
Описание работы | Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук “М”: в начале, середине или в конце слова, кладет этот предмет в соответствующее отделение подноса. |
Комментарий | Как известно, согласные звуки русского языка имеют разные качества, могут задать твердо и мягко. Дети быстро замечают эту особенность, даже если специально не говорить с ними об этом. Упражнения со звуками очень хорошо развивают в них языковую интуицию, которая впоследствии станет основой грамотной речи. Можно попытаться подобрать в коробочке предметы, в названиях которых будет звук именно одного какого-то качества. Делая следующий шаг по пути абстрагирования, в коробку вместе с предметами можно положить также картинки, выполняющие ту же функцию. Ребенок будет называть предметы, изображенные на картинках, и раскладывать их по отделениям подноса. Как видим, упражнение относится к чисто фонетическим, никак не связанным с письмом, и тем более с письменной речью. Ребенок может работать с этим материалом, вовсе не зная букв, символизирующих звуки. Момент перехода от звука к букве произойдет гораздо позже, когда у ребенка появится естественная потребность как-то обозначить, зафиксировать отдельный звук. Наблюдающий учитель обязательно отмечает этот момент в жизни ребенка и помогает ему сделать следующий шаг. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других городах России |
Дата | 1993-1994 |
Упражнение описано по материалам Международного курса Монтессори -педагогики в Немецкой академии развития и реабилитации 1992-1993 гг. |
Следующие упражнения Предыдущие упражнения Предыдущая глава Следующая глава | Оглавление |