КНИЖКА С КАРТИНКОЙ И СЛОВОМ (розовая серия)
Возраст | 4 года |
Цель упражнения | Ребенок сопоставляет картинку и слово. Интуитивное чтение с попыткой осмысления прочитанного в книге. |
Материал | Книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой словом написано его название. Книжечка может быть не одна, но все они розового цвета. Слова в них простые, как и во всей серии, и лучше, если собраны в группы: “фрукты”, “овощи”, “цветы” и т. д. |
Описание работы | Ребенок берет книжку, прочитывает слово на каждой странице и сопоставляет его с картинкой. Он впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему дается это легко. |
Комментарий | Безусловно, первая книжка малыша очень примитивна. Картинка - слово. Он уже не раз “читал” так, работая с другим материалом. Но здесь случай особый - здесь он держит в руках настоящую книжку, листает настоящие страницы и делает это с завидной легкостью. Чтение как бы само входит в жизнь ребенка, без насилия и увещеваний со стороны взрослого. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других городах России, в Монтессори - группах других стран. |
Дата | 1993-1994 и ранее. |
Упражнение описано по материалам интернационального курса Монтессори -педагогики в Немецкой академии развития и реабилитации (Мюнхен). |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЗАДАНИЕ (розовая серия)
Возраст | 4 года |
Цель упражнения | Связное чтение. Осмысление прочитанного. Проживание прочитанного. |
Материал | Заранее заготовленные полоски, на которых написаны задания для детей. Слова в заданиях очень простые, характерные для розовой серии. |
Описание работы | Ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим. Упражнение можно использовать в работе с группой детей. Каждый получает свое задание и выполняет его. |
Комментарий | В этом упражнении ребенок впервые читает сразу несколько стоящих слов - предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и понимание прочитанного будет служить сигналом к выполнению действия, к проживанию прочитанного. Это классический материал Монтессори. Упражнения с ним описаны во многих ее книгах, а также в работах ее последователей. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других городах России, в Монтессори - группах разных стран. |
Дата | 1993-1994 |
Упражнение описано по материалам Международного курса Монтессори -педагогики в Немецкой академии развития и реабилитации (Мюнхен). |
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТРУДНЫХ СЛОВ (голубая серия)
Возраст | 4 года |
Цель упражнения | Первое прочтение с трудностями. Сопоставление слова и предмета. |
Материал | Коробочка с мелкими игрушками. На дне коробочки голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность. Другие же составляют прочий идентичный материал. Приводим типы комплектов голубой серии для трудностей русского языка:
о - а |
Описание работы | Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам. |
Комментарий | Происходит процесс интуитивного чтения слов. Несмотря на разницу в написании и произношении слова, ребенок интуитивно идентифицирует предмет и слово и сопоставляет их чаще всего точно. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и других городах России. |
Дата | 1993-1994 |
Упражнение описано по материалам Международного курса Монтессори -педагогики Немецкой академии развития и реабилитации (Мюнхен) 1992- 1993 гг. |
Следующие упражнения Предыдущие упражнения Предыдущая глава Следующая глава | Оглавление |