гл.10 Логика и счет. (продолжение)

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Возраст 5 - 7 лет
Цель упражнения Умение составлять примеры на различные арифметические действия.
Материал Коробка с двумя отделениями, в одном из которых сложены пластмассовые или картонные таблички с изображением цифр от 1 до 20, а в другом - пластмассовые знаки "+", "-", "больше", "меньше".
Описание работы Ребенок приносит на стол коробку с материалом. Из содержимого коробки он составляет примеры и выкладывает их на столе перед собой.
Комментарий Упражнения с этим материалом позволяют ребенку еще и еще раз продумать различные арифметические действия. В процессе работы он оперирует с такими понятиями, как "больше", "меньше", "сумма", "разность", "равенство", "умножение" и "деление". К работе с этим материалом ребенок может обращаться неоднократно, даже в тот период, когда некоторые из этих понятий ему неизвестны. Наличие в коробке с материалом разнообразных арифметических знаков дает возможность ребенку работать в зоне его актуального развития с прицелом на зону ближайшего развития. Незнакомые знаки вначале являются загадкой для ребенка, и эту загадку он, упражняясь, отгадает.
Где применялось упражнение В детских группах ДММ, а так же в других Монтессори - группах России.
Дата 1994 - 19995

ЧИСЛА

Возраст 4 - 6 лет
Цель упражнения Закрепление количественного выражения числа
Материал Картонные, деревянные или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображение: на одной ее половинке несколько точек или предметов, а на другой - число от 0 до 20.
Описание работы Ребенок берет наугад одну из фишек и выкладывает ее перед собой на столе, затем подбирает к ней парную и приставляет ее к первой, далее процесс повторяется. Работа может выполняться группой детей и носить характер обыкновенной игры в домино.
Комментарий Упражнение нравится детям, очевидно, из-за четкой логической комбинаторики, не допускающей произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно изобразить парные цветные знаки. Дня ребят постарше можно преложить домино с числами от 1 до 100 и даже до 1000, используя для отображения крупных чисел прием Монтессори в Золотом материале: единицы изображать точками, десятки - отрезками, сотни - квадратами.
Где применялось упражнение В детских группах Московского Дома Марии Монтессори.
Дата 1994 - 19995

КИЛОГРАММ-ГРАММ

Возраст 5 - 7 лет
Цель упражнения Ознакомишься с единицами веса: килограмм и грамм, напиться оперировать числами при взвешивании, записывая результаты.
Материал Предмет весом 1 кг, предмет весом 1 г, бытовые напольные весы, аптечные весы или весы дня опытов по физике с гирями (в граммах), корзинки с предметами разного веса (большая - для крупных предметов - 1-2 кг), карандаши, бумага.
Описание работы Учитель дает ребенку в руку предметы весом в грамм и килограмм. Когда малыш почувствует разницу, учитель объясняет, что в 1 кг тысяча граммов (понятие "тысяча" уже знакомо ребенку). Затем ребенок взвешивается на весах и записывает, сколько килограммов он весит. Затем на аптечных весах он взвешивает легкие предметы и записывает их вес. После этого он взвешивает любые предметы, подумав, какие весы понадобятся (для тяжелых предметов - напольные, для легких - аптечные).
Комментарий Работа с весами придает наглядность арифметическим действиям, например, сложение ребенок может проверить уравновешиванием большой гири несколькими маленькими или процесс умножения - взвешиванием одинаковых предметов. Поддержанию интереса к занятиям с весами может служить игра в магазин ("продавец" взвешивает 100 г чего-либо для "покупателя" и т. д. ).
Где применялось упражнение Проходит экспериментальную стадию в детских группах Московского Дома Марии Монтессори.
Дата 1994 - 19995

ДЛИНА, ШИРИНА, ВЫСОТА

Возраст 5 - 6 лет
Цель упражнения Освоить понятия "длина", "ширина", "высота", совершенствоваться в использовании измерительных приборов.
Материал Корзинка, в ней лежат знакомые ребенку объемные предметы: куб, призма, книга. В игре используется мебель класса: стол, стул, шкаф, рулетка, бумага, карандаши.
Описание работы Работе с материалом предшествует трехступенчатый урок о длине, ширине, высоте (лучше всего показывать на призме). Затем ребенок выбирает любой объемный предмет, измеряет длину, ширину, высоту и записывает результаты в см (дм) или м.
Комментарий Измерение высоты, ширины и длины куба, возможно, натолкнет ребенка на долгие размышления.
Где применялось упражнение Материал проходит экспериментальную стадиюв Московском Доме Марии Монтессори.
Дата 1994 - 19995

ВВЕДЕНИЕ В МЕТРИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ



Возраст 5 - 6 лет
Цель упражнения Напиться пользоваться линейкой, рулеткой, узнать понятия километр, метр, сантиметр, миллиметр. Знакомство с метрической системой измерения.
Материал Линейка, рулетка, карандаши, бумага, кукла. В специальном углу наклеены четыре полоски одинаковой ширины: полоски длиной в метр, сантиметр, дециметр, миллиметр (или поднос с этими полосками), контрольная карта с записью: 1м =100 см; 1 см = 10 мм и т.д.
Описание работы 1. Работе предшествует трехступенчатый урок о сантиметрах и миллиметрах (с помощью линейки). Затем ребенок карандашом проводит линию на бумаге, измеряет результат и записывает (в см и мм.). Потом с помощью линейки измеряет рост куклы и записывает результат.2. Трехступенчатый урок о дециметрах и метрах (с помощью цветных полосок): 1 дм = 10 см, 1м =100 см. С помощью рулетки ребенок измеряет стул, стол, шкаф. Результаты записывает в (см, дм и м).
Комментарий Особый интерес вызывает процесс измерения своего роста, роста товарищей, учителя. Когда материал хорошо освоен, во время прогулки можно пройти 1 км и сообщить, что в 1 км -1000 м.
Где применялось упражнение В детских группах Московского Дома Марии Монтессори.
Дата 1993 - 19994

СУММА - РАЗНОСТЬ

Возраст 4.5 -6 лет
Цель упражнения Различие понятий "сумма" и "разность".
Материал Карточка с примерами без знаков действия. К этому прилагаются таблички со словом "сумма" и знаком "+" на обратной стороне и таблички со словом "разность" и знаком "-".
Описание работы Ребенок кладет перед собой карточку с примерами, прочитывает первый из этих примеров и подбирает к нему необходимый знак действия, то есть табличку со знаком "+" или "-". Перевернув табличку, он может убедиться, что действие, которое он произвел, является "суммой" или "разностью" двух чисел.
Комментарий Упражнение с этим материалом является тестовым при изучении сложения и вычитания. В упражнениях на предыдущих материалах третьей группы (таблицы, цепочки и пр. ) ребенок уже получил представление о том, что есть сумма и разность двух чисел. Он уже объединял в множества бусины Золотого материала и составлял цветные цепочки. На данном этапе он оперирует действиями сложения и вычитания на цифровом, символьном уровне. Поэтому действия его более абстрактны, чем раньше.
Где применялось упражнение Материал проходит экспериментальную стадию в Доме Марии Монтессори в Москве и других городах России.
Дата 1994-1995

АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДОМИНО

Возраст 5 - 8 лет
Цель упражнения Закрепление арифметических действий
Материал Картонные, деревянные или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображения: на одной ее половинке - одно из арифметических действий с двумя числами, например, 8-5= на другой - число - результат арифметического действия парной фишки.
Описание работы Ребенок берет наугад одну из фишек и выкладывает ее перед собой на столе, затем производит арифметическое действие, указанное на этой фишке, и подбирает к ней парную, приставляя ее к первой, далее процесс повторяется. Работа может выполняться группой детей и носить характер обыкновенной игры в домино.
Комментарий Упражнение нравится детям, очевидно, из-за четкой логической комбинаторики, не допускающей произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно изобразить парные цветные знаки. Дня ребят постарше можно предложить домино до 100 и даже до 1000.
Где применялось упражнение В детских группах Московского Дома Марии Монтессори.
Дата 1994-1995

Предыдущие упражнения
Предыдущая глава
Следующая глава
Оглавление
Книга
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "гл.10 Логика и счет. (продолжение)"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

24.08.1999
Обновлено 24.08.1999
Статья дня
Французский луковый пирог
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!