В 2023 году Synergy Woman Forum прошел уже в 6-й раз. Главной темой форума в этом году стал поиск баланса между женственностью и карьерой. Женщине в бизнесе приходится не только нести ответственность за свою карьеру, семью и компанию, но и постоянно бороться со стереотипами, доказывать свою силу каждый день. Своим опытом на панельной дискуссии «Мягкая сила предпринимательства» поделились представительницы различных сфер бизнеса.
Председатель совета директоров сети медицинских и диагностических центров ГК «Эксперт», основатель агрохолдинга ГК «Трио» Елена Латышева, мама четырех детей, рассказала, что вошла в бизнес еще в молодости вместе со своей сестрой-близнецом Евгенией Уваркиной. «Моя мягкая сила, наверное, в том, что нас двое. В 23 года мы начали заниматься бизнесом – сначала трейдингом, а потом сельским хозяйством, этому нашему делу уже 25 лет. В прошлом году мы запустили серьезный государственный проект с точки зрения импортозамещения – успели завезти в 2022 году 1500 эмбрионов и будем выращивать собственное высокопродуктивное поголовье голштинской породы коров. А в 2007 году начали заниматься медицинским бизнесом, и сегодня у нас одна из крупнейших компаний. В списке делового журнала индустрии здравоохранения «Vademecum» наша ГК «Эксперт» занимает 9 строчку по объему выручке, мы работаем в России, Азербайджане и Армении», - рассказывает Елена Латышева. Она считает, что в предпринимательстве мало женщин из-за их неуверенности в себе. «Мне помогал поиск смысла и мечты. Какую картинку вы себе увидите, то и реализуется. За спиной у меня меч, но я не забываю быть Афродитой. Ищите баланс, энергию», - рекомендовала участницам дискуссии Елена Латышева.
Наталья Китаева, идейный вдохновитель, основатель и владелец ALGORI Group (компания является основным поставщиком и производителем ограждающих конструкций для чистых помещений, например, для операционных) в этом году возглавила в Торгово-Промышленной палате направление по импортозамещению. Она отмечает, что участие женщин в бизнесе не только дает возможность саморазвиваться, но и обеспечивает настоящие прорывы в разных сферах российской промышленности и экономики. Это и есть подлинное проявление патриотизма в бизнесе. «Если раньше в стране было до 40% импортного оборудования, то сегодня не более 5%. Наша продукция представляется на выставках в Дубае, она соответствует всем нормам. Мы - женщины России и многое от нас зависит. Надо иметь идеологию своего бизнеса, своей семьи. И следовать ей», - считает Наталья Китаева.
Представляя сферу крупного бизнеса - компанию «Агранта», модератор дискуссии Ольга Мягких отметила: «Компания «Агранта» крупнейший производитель органического питания в России. За плечами «Агранты» - реализация крупнейших туристических объектов в центральной России, такие курорты как «Завидово» и «Ярославское взморье» и другие туристические проекты. При этом в компании большинство функций управления выполняют женщины. Представлять честь страны с такими проектами, фактически заявлять Россию в бизнесе, туризме, сельском хозяйстве дорогого стоит».
Генеральный директор компании «Агранта» Елена Ломакина вспоминает, что появившаяся в 2007 году у компании идея развивать органическое сельское хозяйство удивила ее, она пришла в компанию руководителем юридического департамента и была городским жителем. При этом население Угличского района Ярославской области, куда компания пришла работать, не сразу восприняло идею органики: «Пришлось мягко убеждать наших сотрудников, рассказывать об органике, и нам удалось переломить внутреннее сопротивление. Сегодня у нас 115 тысяч гектаров земли, из них 30 тысяч - органические поля. Сертифицированных органических животных мы сначала закупали за рубежом, а теперь у нас свои органические коровы, бараны, козы. Мы лидер по органическому производству в России. Наши бренды – органическая молочная и мясная продукция «Углече Поле» и натуральная продукция брендов «Из Углича» и «Ярослава»».
Как рассказала Елена Ломакина, органика – не просто ЗОЖ, это направление несет в себе большую внутреннюю философию. «В органике есть ряд принципов. Это принцип здоровья – здоровая почва, растения и животные, а значит, здоровое питание для человека, принцип справедливости – каждый имеет право на качественное питание, и третий принцип – экологичность, сельское хозяйство не просто не должно вредить климату, ландшафту и экологии, а должно улучшать окружающую среду. Для меня как для женщины важно, что органика настроена на будущие поколения. Важно, чтобы после нас осталось не выжженное поле, а цветущие сады».
Ольга Мороз, врач, основательница Клиники Ольги Мороз с авторскими методиками омоложения, также отметила важность экологичности в своем деле: «Мы работаем с натуральными растительными препаратами. Хотелось найти нишу, которая бы позволяла расцветать и взрослеть красиво, и это получилось».
Многие спикеры дискуссии оказались многодетными мамами. Это еще одна важная сфера жизни женщины, но, как считает директор фонда по поддержке социальных проектов, президент бизнес-школы РСПП, главный редактор журнала «Бизнес России» Евгения Шохина, предпринимательство и материнство синергичны, а «дети и сложности только вдохновляют». Сейчас старшие дети Евгении, им 16 и 15 лет, уже помогают ей в благотворительном фонде, целью которого является улучшение жилищных условий для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. «Дети - это делегирование, партнерские отношения, умение вести переговоры, распределить задачи. Многодетная мать прокачивает лидерские качества», - считает Ирина Гостеева, руководитель бизнес -акселератора «Леди 007» и Общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса». По мнению Ирины Гостеевой, женские сообщества, подобные ее организациям, помогают женщинам обрести свою силу и в бизнесе. «Страна не получает долю ВВП, потому что женщины не совсем экономически активны. Общество продолжает видеть женщину в роли матери и хранительницы очага, а не в роли лидера. У нас нет ролевой модели успешной женщины, особенно успешной в бизнесе. Женские сообщества могут это исправить. Наша сила - в объединении».
Основатель Международной компании Island Soul Дарья Судорженко рассказывает, что ей помог важный принцип - любить свое дело. «Мы с мужем упаковали сейчас наш бизнес во франшизу, наши точки есть в Москве, на Бали, в Казахстане. Но это не просто ювелирные магазины, в них есть залы духовных практик. Я также открыла комьюнити «I am», его идея – не надо ждать, просто упакуй свои мечты в продукт и продвигай его. Нам нечего делить, но есть чем делиться», - говорит Дарья Судорженко.