Онлайн школа IT профессий для детей Rebotica провела опрос среди родителей своих учеников с целью выяснить, есть ли связь между их способами мотивировать ребенка учиться и тем, как это делали их родители. В опросе приняло участие более 550 респондентов из разных городов России. Исследование показало, что главным изменением в подходе к мотивации стало стремление понять талант своего ребенка, а не навязать ему более выгодную профессию.
Каким образом происходила мотивация к обучению у поколения родителей сегодняшних школьников
Первая часть исследования посвящена тому, каким образом происходила мотивация к обучению у поколения родителей сегодняшних школьников. На вопрос “насколько часто родители интересовались вашей учёбой?”, самым популярным ответом стал “достаточно часто” (выбор 57% респондентов). Только 5% опрошенных ответили, что их образование не интересовало их родителей.
Затем респондентов спросили о том, пытались ли их родители понять, в чём их талант? В большинстве случаев (43.1%), участники опроса отвечали, что их родители не проявляли инициативу к выявлению таланта, но и не препятствовали развитию их интересов. 37% опрошенных отметили, что родители поддерживали любые начинания и интересы своих детей, и 15% сказали, что их родителям была важнее успеваемость и оценки в школе. 4% участников исследования сказали, что родители сами определяли, чем будут заниматься их дети и не рассматривали их мнение всерьез.
Для того, чтобы ребенок стремился получать новые знания, важна мотивация. Когда родители сегодняшних детей и подростков сами учились в школе, способы мотивации во многом отличались. Например, главным критерием была не самореализация, а будущее благополучие. Самый популярный ответ на вопрос “как ваши родители мотивировали вас учиться?” был “рассказывали о будущем и возможностях, доступных образованным людям” (ответ 33.4%), следом за ним шел ответ “хвалили и отмечали мои достижения” (ответ 31.9%), а третьим по популярности стал ответ “пугали, что если я не буду хорошо учиться, моя жизнь не сложится” (ответ 26.6%). Большинство респондентов (более 60%) отметили, что им не хватало моральной поддержки и стремления понять и раскрыть их таланты.
Когда специалисты спросили родителей своих клиентов, в какой степени их дети участвуют в принятии решений о направлениях своего дальнейшего развития, они отметили, что в подавляющем большинстве (84%) сегодня родители стремятся давать принимать решения своим детям самим. Важное условие - дети должны принимать осознанные решения, то есть понимать суть проблемы или вопроса. Если дети пока не могут понять проблему полностью, родители не стремятся за них принимать решение, а стараются помочь им найти верный ответ на свой вопрос самим. 19% респондентов отметили, что привычка ждать решения от другого человека может сильно навредить детям в жизни. И только 2.6 % опрошенных сказали, что сами принимают все решения за своего ребенка.
IT-образование
Одно из самых популярных направлений в детском онлайн-образовании сегодня - IT. Специалисты спросили у родителей своих учеников, почему они хотят, чтобы их ребенок развивался в этом направлении. Большая часть респондентов дала ответ, что “ребенку интересно разрабатывать и создавать IT продукты и он хочет в этом совершенствоваться” (ответ 59.8% опрошенных). Вторым по значимости стал ответ о том, что IT - это направление профессий будущего (выбор 52% опрошенных). Третьим самым частым ответом (выбор 43% опрошенных) стал “ребенок любит проводить время у компьютера, поэтому пусть проводит его с пользой”.
В заключительной части исследования респондентов попросили ответить на вопрос, как именно они мотивируют своего ребенка изучать IT профессии. Самый частый ответ (68.9%) стал “спрашиваю, что именно интересно ребенку и создаю условия для развития его интересов”. 48% опрошенных сказали, что они хвалят своих детей и отмечают все их успехи и достижения, 30.6% скопировали модель своих родителей и стали рассказывать детям о том, что IT профессия имеет большие перспективы и сможет в будущем дать хорошие преимущества. 3.6% сказали, что они покупают подарки детям за хорошие оценки и успехи в обучении.
“Хорошая новость в том, что произошел сдвиг паттерна. Раньше детей наставляли на путь, говорили, за какими профессиями будущее, а сегодня все чаще родители хотят понять своих детей, раскрыть их таланты и потенциал. Это дает надежду, что поколение сегодняшних школьников имеет больше шансов найти свое настоящее предназначение и достичь высот именно в том, что им интересно, а мы стараемся помочь им в этом”, - сказал Борис Овсепян, директор по продукту Rebotica.