Вместо шумного общения — скроллинг лент в социальных сетях, вместо игр в «фишки» — создание персонажей в Gacha Life. Учителя единодушны во мнении — цифровая среда изменила образ жизни, поведение и даже менталитет современного школьника. В преддверии учебного года Альянс по защите детей в цифровой среде проанализировал, как, по мнению учителей, интернет повлиял на учеников и образовательный процесс. В опросе приняли участие более 500 педагогов из всех регионов России.
Креативность и самоуверенность: как интернет изменил школьников
Дети начинают осваивать цифровые технологии раньше, чем учатся читать и писать. Они легко находят нужную информацию по любой теме и используют интернет, чтобы ориентироваться в окружающей среде. Цифровые технологии расширяют кругозор. Но учителя отмечают, что среднестатистический школьник стал слишком самоуверенным. Знания из интернета могут носить обрывочный характер, дети получают доступ к неподходящей по возрасту информации, которую они не могут правильно истолковать. Кроме того, школьники не стремятся запоминать материал — им достаточно знать, как найти его в интернете. Большинство учителей также признают, что интернет сделал детей более креативными: они ведут блоги, монтируют видео, учатся рисовать, танцевать, создают поделки с помощью доступных видеоинструкций.
На что идут учителя, чтобы быть на одной волне с детьми
Заинтересовать современного школьника новыми знаниями при их избытке в интернете стало сложнее. Кроме того, современные дети хотят осваивать материал в развлекательной, игровой форме. 77% учителей считают, что для завоевания авторитета среди школьников нужно уметь интересно преподнести материал с использованием цифровых технологий, 63% - отмечают также наличие харизмы, умения вести за собой. Менее трети опрошенных придерживаются мнения, что требования к педагогу не меняются в цифровом мире.
Сегодня хороший учитель, по мнению самих учителей, должен «быть психологом», «понимать и принимать детей такими, какие они есть», «обладать чувством юмора и любить детей», «быть эрудированным и компетентным, учить анализировать и делать выводы».
Большинство учителей стремятся идти в ногу со временем: 87% педагогов интересуются, чем «живут» дети в интернете, стремятся отслеживать тренды, чтобы говорить с ними на одном языке. 80% учителей общаются со своими учениками в социальных сетях.
Интернет для школьника: польза vs опасность
Возможности, которые интернет открывает с точки зрения обучения и развития, отмечают все учителя. Все больше детей занимаются самообразованием, выходят за рамки программы, выстраивают свои индивидуальные треки развития. Еще одна закономерность, подмеченная учителями, — школьники стали подходить к обучению более прагматично. Многие стремятся изучать только ту информацию, которая, по их мнению, необходима для успеха в жизни.
Учителя отмечают и новые риски, которые несет для детей цифровая среда. При возможности выбрать несколько параметров, в топ-3 самых актуальных угроз вошли кибербуллинг, разные виды травли в сети (80%), нарушение баланса между офлайн и онлайн общением в пользу последнего (77%), а также навязывание детям ложных ценностей (76%).
Альянс по защите детей в цифровой среде реализует постоянно изучает эти и другие риски и реализует проекты для их нивелирования. Так, Яндекс, «Лаборатория Касперского» и VK в рамках Альянса разработали единую базу, чтобы обмениваться информацией о детской порнографии и так называемом сексуализированном контенте с участием несовершеннолетних, которые они выявляют проактивно. Таким образом, неподходящий для детей контент оперативно фильтруется на разных площадках в интернете. Особое внимание Альянс уделяет вопросам цифровой грамотности: проводит масштабные кампании по борьбе с кибербуллингом, интегрирует просветительский контент в популярные передачи и онлайн-игры. Например, создана постоянная рубрика о цифровой грамотности «Ok, Таисия!» в «Шоу Насти и Вовы» на СТС KIDS, выпушена серия программ с Молодежным цифровым омбудсменом о цифровой гигиене на «Детском радио», запущена платформа «Цифровое доверие», с помощью которой дети и подростки в игровой форме осваивают ключевые принципы цифровой грамотности.
Альянс по защите детей в цифровой среде был создан ровно год назад 1 сентября. Его основали крупнейшие российские ИТ, медиа и телекоммуникационные компании (Яндекс, «Лаборатория Касперского», VK (ранее Mail.ru), билайн, МТС, Мегафон, Ростелеком, «Газпром-Медиа Холдинг» и Национальная Медиа Группа). Главная цель Альянса - создавать интернет-пространство, в котором дети смогут безопасно дружить и общаться, творить, учиться и развиваться.