День молока отмечается в России и мире 1 июня. Как правило, в этот день проводят кулинарные шоу с приготовлением блюд из молока и рассказывают о безусловной пользе молочных продуктов для организма человека. В этом году ко Дню молока команда экспертов Viola поднимает серьезный вопрос о причинах снижения потребления молока среди жителей России и проводит открытое исследование на тему непереносимости лактозы, как одной из возможных причин отказа от молочных продуктов.
Согласно данным Росстата, объем потребления молочной продукции на душу населения в России снижается. При этом молочные продукты были и остаются важным элементом полноценного и здорового питания, рекомендованного ведущими институтами здравоохранения во всем мире. Что влияет на потребителя, как сформировался тренд на отказ от молока, какие предпосылки для отказа существуют и кому действительно рекомендовано сократить или убрать молочные продукты из рациона?
В 2021 году, согласно исследованиям Росстата, потребление молочной продукции составило 271,6 кг в год на душу населения против 325 кг, рекомендованных Министерством здравоохранения – то есть на 20% ниже. В 2022 году объем потребления молока в натуральном выражении сократился еще больше, по сравнению с 2021 – более чем на 12%.
Эксперты компании Viola отмечают, что на тренд могут оказывать влияние не только рост себестоимости молочных продуктов и продолжающие набирать популярность растительные аналоги, но и другие факторы, в которых еще предстоит разобраться рынку.
- Такого разнообразия на молочной полке, какое можно найти в России – с точки зрения цен, вкусов, форматов упаковки, - пожалуй, нет нигде. При этом потребление молочной продукции на душу населения несмотря на динамичное развитие отрасли и широчайший ассортимент, все еще – ниже среднемировых значений, - прокомментировала Наталия Добрынина, старший вице-президент ООО «Виола», маркетинг, контрактное производство, разработка продукции и качество.
По оценке Росстата за 2021 год россиянин в среднем употребил около 7 кг сыра и 45,5 кг молока, тогда как, например, в Финляндии по данным того же года на каждого жителя пришлось 25,5 кг сыра и 99,2 л молока.
Такая значительная разница в цифрах и текущие тренды закономерно поднимают вопрос о возможных причинах достаточно низкого, по мировым меркам, потребления молочной продукции в России и возможных путях восстановления популярности продукта, как важного элемента сбалансированного рациона человека.
Одной из возможных причин обозначенной тенденции, по мнению экспертов компании, может быть непереносимость лактозы, основного углевода молока.
- Мы располагаем данными о том, что с непереносимостью может сталкиваться половины населения страны, а в некоторых регионах – до 70 % жителей. При этом знание о продуктах без лактозы находится на достаточно низком уровне – в 2014 году оно составляло по нашим оценкам порядка 6 %. Но все эти данные нуждаются в обновлении и подтверждении – ведь некоторым из них почти 10 лет, - рассказала Любовь Егорова, руководитель категории «Свежие продукты» и направления digital-маркетинг. – Важно отметить, что ассортимент безлактозной продукции в России также весьма ограничен. Тогда как в ряде стран продуктов без лактозы на прилавках столько же, сколько и обычных - а иногда и больше.
В рамках работы по исследованию причин текущего уровня потребления молочной продукции в России Viola анонсировала всероссийское исследование, посвященное непереносимости лактозы. Каждый желающий может принять в нем участие, пройдя онлайн-опрос на сайте проекта. Ожидается, что в исследовании примут участие не менее 5000 респондентов, что позволит проанализировать не только наличие лактазной непереносимости у опрошенных, но и выявить тенденции количество и регулярность потребления,молочных продуктов.