Алексей Рыжов, организатор образовательных проектов, педагог Филипповской школы online
Экономические факторы
Если говорить о рынке образования в целом, то факторы спроса и предложения можно приблизительно обозначать следующим образом. В целом в 2024 году благосостояние россиян увеличилось (так, по данным СберАналитики, за первые полгода средняя зарплата в стране выросла на 12%, а в некоторых регионах рост зарплат составил выше 20%). Соответственно, мы можем говорить о том, что увеличилось количество людей, которые могут позволить себе обучение детей в частных школах.
При этом, с одной стороны, в этом году, по данным Минпросвещения, было открыто 1179 новых школ. С другой стороны, главная тенденция года – довольно массовое увольнение учителей из общеобразовательных школ. Согласно исследованию рекрутингового агентства HeadHunter, с начала года по август 2024 года работодатели опубликовали 76 тысяч вакансий учителей, на 16% больше, чем в прошлом году. Почему так происходит? На мой взгляд, в том числе это связано с тем, что у родителей в целом стало больше свободных средств, которые они могут потратить на репетиторов. И давать частные уроки учителям становится более выгодно, чем работать в школах, в которых, к тому же еще и выросла нагрузка на учителя. Поэтому во многих государственных школах родители жалуются на переполненность классов и на то, что их ребенок не получает то образование, на которое они рассчитывают.
В итоге в 2024 году мы видим, что запрос на качественное образование превышает то, что могут предложить государственные школы. Поэтому можно говорить о росте спроса на обучение в частных заведениях, в том числе онлайн. В целом, спрос на качественное образование превышает предложение.
Еще одна тенденция, которую можно отметить, связана с массовым отъездом людей из России в 2022-2023 году. По разным данным, речь идет о нескольких сотнях тысяч человек. Медианный возраст в этой группе составляет около 33 лет, при этом около 25% из них – с детьми младшего и среднего школьного возраста. Многие родители, живущие сейчас в другой стране, не закрывают для себя возможность вернуться в Россию с детьми, и хотят, чтобы их дети сохраняли связь с российской образовательной системой или получали российский аттестат. Поэтому в 2024 году продолжился рост количества образовательных онлайн-проектов, рассчитанный на русскоязычные семьи, живущие в других странах.
Технологические факторы
С одной стороны, в образовании заметно, что последствия локдауна во время пандемии преодолены. После резкого, принудительного перехода многих школ на дистанционный формат, школы преимущественно вернулись к очному обучению.
С другой стороны, после локдауна появилось огромное количество технических решений для удаленного образования, и это не только Zoom, Google Meet, Kahoot!, Quizlet, но и, например, MagicSchool. Одновременно период локдауна побудил многих педагогов более активно осваивать эти инструменты и интегрировать их в свою работу. Таким образом, для онлайн-школ образовалось достаточно большое количество квалифицированных учителей, которые могут и умеют создавать образовательную среду для учеников. Поэтому можно сказать, что качество онлайн-образования за последние годы значительно выросло. Онлайн-обучение из довольно широко распространенного явления в этом году окончательно превратилось в нишевый вариант.
И, безусловно, главная тенденция года в этой области – это использование в обучающей деятельности больших языковых моделей, LLM. Того, что на обычном языке называется «нейросети» – например, ChatGPT, Claude и специально разработанные на их базе решения для образования. Искусственный интеллект не заменит учителя, и его опасно использовать для содержательной части занятий. Но нынешнего уровня развития этих технологий хватает для того, чтобы помочь учителю планировать уроки, подсказать, какие задания и активности можно организовать для класса. Исследование Impact Research, проведенное в США в 2024 году, показало, что почти половина американских учителей использует ChatGPT каждую неделю. В России, насколько мне известно, эта тема еще ждет своего исследования.