Специальные пространства для квестов появились в Москве лет шесть-семь назад. Тогда новинка вызвала внимание модной молодежи, а об открытии нового квеста писали "большие" СМИ столичного региона. Один из лидеров рынка с тех пор - квесты «Клаустрофобия» - занимаются погружением клиентов в определенную атмосферу, в некий новый мир.
Первые квесты были без актеров. Лишь через два года после основания компании открылся первый перфоманс «Коллекционер». Это было совершенно новое явление для того времени – чтобы добиться максимального эффекта, создатели консультировались с криминалистами и психологами. Идея была в том, чтобы посредством спецэфектов и антуража ввести посетителей в состояние аффекта и высокого эмоционального накала. Сложных загадок в перфомансе не бывает, его задача - воздействовать на чувства и ощущения.
Дальше развитие пошло в сторону более качественных и дорогих продуктов. Стоимость создания одного перфоманса «Ограбление века» в 2016 году доходила до 30 миллионов рублей. Некоторые квесты, построенные в то время, популярны и по сей день: «Психиатрическая больница» в Таллине, "Код да Винчи" и "Бейкер Стрит 221Б" - в Москве.
А вот когда в московском «Авиапарке» построили квест «Сага о вампире», запуск пришлось отложить, потому что на финальных тестах он показал быструю «проходимость», то есть оказался слишком легким. Разработчикам пришлось экстренно усложнять маршрут, добавив задания и загадки. В итоге квест стал один из самых популярных.
Позже пришёл черёд так называемых страшных квестов. Их основной аудиторией стали девочки-подростки: они приходили большими компаниями и чаще остальных писали восхищенные отзывы в соцсетях.
Дальнейшая эволюция квест-индустрии разделилась на два направления. Во-первых, стали популярны суперсложные загадки. Так появился квест «Последняя загадка Леонардо» - крайне дорогой и настолько сложный, что каждой команде, которая проходила его без подсказок, забивали именной гвоздик в дверь. И таких команд набралось за год не больше 100. Человек со средней подготовкой, приходя на этот квест, удовольствия не получал.
Во-вторых, появились детские квесты. Это направление присутствует в ассортименте «Клаустрофобии» и до сих пор, но сейчас все больше желающих заказать «выездной» квест на дом.
2020 год стал важной вехой – квесты, как и многое другое, перешли в онлайн. На площадке квеста - сотрудник «Клаустрофобии», которого назвали «аватаром», а клиенты подключаются к приключению по видеосвязи. Изучают площадку через камеры, разгадывают загадки, общаются друг с другом, принимают совместные решения. И отдают «аватару» согласованные команды – что сделать, что взять, куда положить, что проверить.