Как говорить с детьми о ситуации - от психолога Людмилы Петрановской

Наши дети не изолированы, они живут вместе с нами и чувствуют, когда случается что-то плохое, даже если не знают, что именно происходит. Психолог Людмила Петрановская рассказала, как построить разговор с детьми.

"Прежде всего, хочу выразить соболезнования семьям погибших, сочувствие пострадавшим. Пусть всем, кто сейчас борется за жизнь, хватит сил. Сил всем, кто им помогает. Скорейшего выздоровления раненым и восстановления всем, кто пережил шок. 

Как говорить с детьми? 

Прежде всего, давайте определимся с целями. 

Зачем мы говорим?

Чтобы ребенок понимал, что происходит - в том числе состояние взрослых. 

Чтобы не был сильно напуган, не стал боятся вообще всего.

Чтобы объяснить ограничения, возникшие в результате ситуации.

Какие цели мы НЕ ставим

Чтобы ребенок жил как ни в чем ни бывало и не расстраивался (если ему больше 3 лет)

Чтобы ребенок разделил с нами ужас, горе и гнев, облегчая наше состояние и подтверждая нашу правоту.

Чтобы ребенок начал видеть мир как опасное и непредсказуемое место.

Если держать в голове эти цели и не-цели, становится понятно, как говорить.

Честно - что сами знаете

Доступно - в зависимости от возраста и развития ребенка.

Устойчиво - это не значит "спокойно, без эмоций", это значит "владея собой" - несмотря на эмоции.

С выводом на "что делать" - рассказать о принимаемых взрослыми мерах, о том, что вы сами собираетесь делать (помочь кому-то, сдать кровь, перечислить деньги) и о том, что может сделать ребенок (если ему больше 9-10 лет): написать кому-то слова поддержки, сделать что-то для помощи вам или другим членам семьи.

Да, и на всякий случай дополнение. "Не говорить" - не лучшее решение, особенно если вы сами или кто-то в семье эмоционально сильно вовлечен. Дети все это видят - и не понимают. Уход взрослого от обсуждения пугает ещё больше.

Всех обнимаю, не оставайтесь одни. Поддерживайте и получайте поддержку всеми доступными способами,"

Людмила Петрановская

24.03.2024

24 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Луч света в темном царстве. Кроме нее никто не знает.
24.03.2024 22:26:53, Karaul
Чилим
Меня зацепило, что надо говорить с детьми старше 3 лет. Внуку 4, он по моему вообще не пониисант понятия смерть, страдание. Новости по телеку не смотрит. И о чем с ним говорить? 24.03.2024 17:54:46, Чилим
Так она не про всех детей говорит. А про тех, которые столкнулись с потерей. У меня у подруги, например, на глазах у ребенка 4-х лет, под машину попал другой ребенок на велосипеде. Пришлось к психологу возить, тк ребенок заикаться начал. 25.03.2024 09:41:46, Постоянный слушатель
Коза Агата
никто же не говорит что прямо обязательно. в 5-6 лет тему смерти они почти все переживают, может, кто-то и раньше. новости дети тоже многие знают. если нет, так и не надо. 25.03.2024 04:19:39, Коза Агата
Дети не в вакууме живут. В саду - школе другие дети могут эмоционально передать информацию. Даже если им самим не сказали- услышали по ТВ, из обсуждения взрослых и т.п. 24.03.2024 22:04:45, GalaNTka
Неведома Зверушка
Я думаю, она о том случае, когда разговора не избежать - если пострадал кто-то близкий, если живут рядом, ребенок что-то видел. Т.е. - не специально начинать разговор, а объяснить в ответ на вопрос или при беспокойстве вокруг.
4 года, на мой взгляд - ещё рано. Мои мальчики прорабатывали тему смерти (настойчиво задавали вопрос "а я тоже умру?") ближе к пяти годам.
А уж стали задумываться о том, что происходит где-то с кем-то другим - и вовсе уже в школе...
24.03.2024 19:37:04, Неведома Зверушка
Хатуль Мадан
О том, что они есть. О том, что есть смерть уже пора говорить, для его же блага. . Вон голубь выбежал на дорогу, его машина переехала, насовсем. В 4 года это вполне тема для разговора.
А о всяких глобальных событиях - не стоит в этом возрасте, имхо.
24.03.2024 18:15:08, Хатуль Мадан
Natalya d'*
И диснеевский «Бамби» пора смотреть :)
А в 5 лет - «король Лев»
24.03.2024 18:17:00, Natalya d'*
Чилим
Ну этот не моё дело. Но получается, он у нас совсем тупой :( раз элементарных вещей не знает 24.03.2024 19:18:45, Чилим
One of a kind
В Америке, где расстрелы детей очень часты, сами дети не боятся, живут как ни в чем не бывало. Я этому всегда поражаюсь. Их ещё сейчас и учат, как выжить в таких ситуациях. Таковы реалии. Человек ко всему привыкает. 24.03.2024 16:02:53, One of a kind
Эта тетя просто со странностями, она психолог. А так то дети везде одинаковы. 24.03.2024 16:51:00, Линдаа а
А если я сама живу как ни в чем не бывало и не расстраиваюсь? Почему и ребёнку нельзя? 24.03.2024 11:35:25, Маша с медведями
Степная кошка
то есть дача сгорела, подруга умерла от рака, близкий родственник погиб в Крокусе, а вам "как ни в чем не бывало"
хорошо, если ребенок будет не таким
24.03.2024 12:42:20, Степная кошка
PigletSPb
Это если моя дача сгорела, погиб близкий родственник (не важно где) и я из-за этого переживаю (наверное, лучше сказать значимый человек, причем как для меня, так и для ребенка, а то родственники бывают разные), подруга моя (ттт), значит ребенка вообще вряд ли касается. Тогда да, надо объяснить, почему я переживаю. В остальных случаях - живем дальше. Иначе придется плакать из-за всех голодающих Африки. 24.03.2024 14:31:04, PigletSPb
Степная кошка
так я и говорю, что бывают ситуации, которые лично касаются. Ну, например, погиб одноклассник ребенка. Да даже любимая собака умерла
Про Африку никто и не думает
24.03.2024 14:40:31, Степная кошка
Natalya d'*
Когда мне было 7 лет, в ДТП погиб мамин брат.
Ему было 25 лет, в 19 он женился, его жена и свекровь (моя бабушка) что то не поделили и жена запретила ему общаться с родственниками.
Результат - я его никогда не видела.
Вот мне от его смерти было не холодно ни жарко.
Но: я много времени проводила с любимой бабушкой. Которая получается похоронила сына. И вот я не помню чтоб я «считывала» ее переживания , психологов не было кто б ей объяснил «вести с детьми беседы», она и не вела, мама тоже не вела, мы просто жили обычной жизнью.
От Петрановской (когда была конфа «детская психология» там постоянно давали ссылки на ее статьи) у меня 2 впечатления-
1) она «в каждой бочке затычка»
2) ни одной своей мысли, просто переводит западные статьи на русский и выдаёт за свои. Всё про что я читала у неё я ранее читала у каких нибудь западных авторов. В основном таких которые писали книги по психологии ещё до ее рождения.
24.03.2024 17:27:16, Natalya d'*
УникаЛьнаЯ
Статья именно про ситуации, освещаемые в СМИ. И в норме все же люди, кого это не коснулось лично, не пребывают в "ужасе и горе" сколь-нибудь продолжительное время. Да, трагедия, да, ужасно. Мы все переживаем и сочувствуем пострадавшим, их семьям.

Но с позиции психолога диктовать людям, что именно они должны чувствовать, да еще учить, что нужно делать, чтобы ребенок не "жил как ни в чем ни бывало и не расстраивался" - это, кмк, совсем не помощь, а наоборот.
Да, есть люди тревожные, кому помощь психологов нужна просто из-за новостей в телевизоре. Но это как раз не норма (иначе бы каждый непрерывно страдал за все человечество, ибо увы, но ежеминутно на земном шаре что-то случается нехорошее и трагичное). А вот такие статьи в пространстве "для всех" будто подтверждают, что для каждого, не коснувшегося лично трагедии, норма - именно страдать, пребывать в ужасе и горе долго, заодно и детей туда подтягивать.

ЗЫ - естественно, если кто-то сам или близкие попали в этот кошмар, то и в горе, и в ужасе, и нуждаются в помощи, в том числе психологической. Тут вопросов нет.
24.03.2024 16:59:07, УникаЛьнаЯ
PigletSPb
Но статья-то не об этом. Не о личных переживаниях. А об общей трагедии. 24.03.2024 16:35:17, PigletSPb
статья явно не про того, что касается лично ребёнка.
24.03.2024 16:17:41, douceur
Значит мы по разному поняли статью петрановкой.
Я поняла что она предназначена не тем кого лично касаются события в стране а «всем кто о них узнал из СМИ».
Мы узнали, живем как раньше.
24.03.2024 15:14:38, Маша и медведи
Если всё это случилось с Вами, то лично я и мой ребенок будем жить, как жили, а Вам могу выразить своё сочувствие.
24.03.2024 14:05:17, Julinika
Степная кошка
да, от рака умерли две подруги
Но и вас такое может случиться. Я об этом. И странно в таком случае жить так, как будто ничто не случилось . Эта теория работает пока все здоровы и никого не сбила машина, например Ну а если денег куча, все здоровы, родители не стареют, то кончно странно огорчаться.
24.03.2024 14:31:35, Степная кошка
вы об этом, но статья-то о другом.
24.03.2024 16:19:43, douceur
Согласна.
24.03.2024 12:12:05, Julinika
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!