Наши дети не изолированы, они живут вместе с нами и чувствуют, когда случается что-то плохое, даже если не знают, что именно происходит. Психолог Людмила Петрановская рассказала, как построить разговор с детьми.
"Прежде всего, хочу выразить соболезнования семьям погибших, сочувствие пострадавшим. Пусть всем, кто сейчас борется за жизнь, хватит сил. Сил всем, кто им помогает. Скорейшего выздоровления раненым и восстановления всем, кто пережил шок.
Как говорить с детьми?
Прежде всего, давайте определимся с целями.
Зачем мы говорим?
Чтобы ребенок понимал, что происходит - в том числе состояние взрослых.
Чтобы не был сильно напуган, не стал боятся вообще всего.
Чтобы объяснить ограничения, возникшие в результате ситуации.
Какие цели мы НЕ ставим
Чтобы ребенок жил как ни в чем ни бывало и не расстраивался (если ему больше 3 лет)
Чтобы ребенок разделил с нами ужас, горе и гнев, облегчая наше состояние и подтверждая нашу правоту.
Чтобы ребенок начал видеть мир как опасное и непредсказуемое место.
Если держать в голове эти цели и не-цели, становится понятно, как говорить.
Честно - что сами знаете
Доступно - в зависимости от возраста и развития ребенка.
Устойчиво - это не значит "спокойно, без эмоций", это значит "владея собой" - несмотря на эмоции.
С выводом на "что делать" - рассказать о принимаемых взрослыми мерах, о том, что вы сами собираетесь делать (помочь кому-то, сдать кровь, перечислить деньги) и о том, что может сделать ребенок (если ему больше 9-10 лет): написать кому-то слова поддержки, сделать что-то для помощи вам или другим членам семьи.
Да, и на всякий случай дополнение. "Не говорить" - не лучшее решение, особенно если вы сами или кто-то в семье эмоционально сильно вовлечен. Дети все это видят - и не понимают. Уход взрослого от обсуждения пугает ещё больше.
Всех обнимаю, не оставайтесь одни. Поддерживайте и получайте поддержку всеми доступными способами,"