Компания «Профилум» провела исследование среди школьников 7-9 классов. Цель исследования — выяснить, как меняются предпочтения в выборе будущей профессии у подростков в зависимости от пола.
В рамках исследования были определены наиболее привлекательные для школьников профессии и сферы деятельности. Так, ученицы 7-9 классов чаще всего выбирают творческие профессии. Это направление выбрали 15% опрошенных девочек. Семиклассницы, помимо творческих направлений, отдают предпочтение сферам юриспруденции (6,1%) и медицины (5%). Ученицы 8-го класса так же после креативных профессий — выбирают специальности, связанные с юриспруденцией и менеджментом (по 5%). В 9-м классе тоже предпочтительны менеджмент (5,8%) и юриспруденция (4%), а также IT (4%).
Ученицы 7-го класса чаще других выбирают профессии тренера, танцовщицы, дизайнера мебели. С 8-го класса у учениц фиксируется интерес к предпринимательству и востребованным профессиям (программист, веб-дизайнер). Чаще всего школьницы 7-9 классов выбирали карьеру дизайнера мебели, танцовщицы, тренера, кондитера и медицинского лабораторного работника.
Мальчики, в свою очередь, чаще интересуются специальностями, связанными с IT и спортом. В 7-м классе профессии внутри этих направлений выбрали 17% и 15,2% опрошенных соответственно. В 8-м и 9-м классе ситуация меняется: ученики меньше интересуются спортивной индустрией (11,6 и 11,2%) и больше IT (19,7 и 15%). Третье место, вне зависимости от возраста, занимают специальности, требующие среднего специального образования (автомеханики, повара, сварщики) — 4,6-5%. Также в 7-м и 9-м классе у мальчиков фиксируется высокий интерес к предпринимательству (3,44% и 3,8%), тогда как в 8 классе он ниже —1,87%.
Среди наиболее популярных профессий у учеников 7-9 класса: программист, тренер, предприниматель, back-end разработчик, спортивный судья.
В рамках профдиагностических тестов у подростков выявляли интересы к различным областям, в том числе не относящихся к профессиональной деятельности напрямую. У девочек 7-го и 8-го класса результаты совпадают: в первую очередь им интересны творчество и искусство, что коррелирует с выбором профессий. На втором месте «бизнес и управление», третье занимает «люди и отношения». К 9-му классу ситуация меняется: на первом месте сферы, связанные с анализом информации, а второе и третье место сохраняются неизменными.
У мальчиков, вне зависимости от возраста, первые места в интересах занимают «техника и технологии» и «бизнес и управление». Однако в 7-м классе фиксируется интерес к мастерству и ручному труду, а учеников 8-х и 9-х классов интересует анализ информации.
В качестве сферы дальнейшего обучения ученицы 7-го класса предпочитают направления, связанные с искусством и культурой, тогда как ученицы 8-го и 9-го класса отводят им второе место. Также ученицы 8-го и 9-го класса выбирают направление для своего образования в сфере общественных наук, куда входят специальности связанные с экономикой, юриспруденцией, психологией, работой со СМИ и туризмом. У школьниц 7-го класса это направление второе по популярности. Третье по востребованности вне зависимости от класса — образование в сфере медицины и здравоохранения.
У мальчиков же предпочтения в выборе дальнейшего образования не зависят от возраста. Ученики с 7-го по 9-й класс выбирают направления, связанные с информатикой и компьютерными науками, следом по популярности идут инженерные специальности (архитектура, машиностроение, технологии материалов и транспорта). Замыкают тройку общественные науки.
«Проблематика выбора профессий в STEM и не STEM индустриях в зависимости от гендерных предпочтений — давно обсуждаемый и исследуемый феномен в области профориентации и психологии самоопределения. Наше и другие исследования показывают, что мальчики значимо чаще отдают предпочтения профессиям из областей науки, техники, инженерии и математики, тогда как девочки значимо чаще ориентируются в выборе на социальные и творческие профессии. В последствии это достаточно сильно определяет гендерный дисбаланс в этих отраслях, тогда как в современной экономике есть тренд на формирование равной гендерной представленности вне зависимости от индустрии, что в целом может положительно влиять на результативность этих отраслей. Одна из задач нашей работы — это показывать подросткам возможности самоопределения, которые в большей степени зависят не от сложившихся социальных стереотипов, а от интересов и склонностей человека. Как мы видим, профессиональные выборы во многом по-прежнему гендерно-специфичны, но в нашей работе и технологиях мы популяризируем востребованные профессии и направления, стараемся делать так, чтобы и мальчики и девочки могли на равных выбирать то, что им интересно и в то же время важно для развития экономики», — комментирует Виталий Алтухов, директор по разработке и исследованиям «Профилум».