Методисты онлайн-школы IT профессий Rebotica совместно с экспертами по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» составили перечень самых распространенных киберугроз, с которыми могут столкнуться активные интернет-пользователи и ученики онлайн-школ, а также собрали главные рекомендации по тому, как обезопасить себя в сети.
Когда пользователи активно ищут в сети различную информацию, например курсы и обучающие видео, скачивают программы (в том числе образовательные), а также во время онлайн-занятий, они могут столкнуться с различными киберугрозами. Самые распространенные включают в себя:
- Вредоносные программы (вирусы, троянцы и др.). Это программы, которые злоумышленники могут использовать, чтобы украсть личные данные пользователей, намеренно повредить файлы или выманить деньги;
- Фишинг. Это метод онлайн-мошенничества, нацеленный на кражу данных, при котором злоумышленники выдают себя за легитимные организации или людей, чтобы получить доступ к конфиденциальным или платёжным данным, таким как пароли, номера кредитных карт и другой информации;
- Скам. Это вид онлайн-мошенничества, при котором злоумышленники обманывают пользователей и выманивают у них деньги, например под видом доступа к эксклюзивным курсам, возможности принять участие в лотерее, акции или другой “заманчивой инициативе”. Встречаются и другие легенды.
- Социальная инженерия. Злоумышленники могут использовать манипулятивные методы, чтобы обмануть человека и получить доступ к учетным записям или конфиденциальной информации. Например, они могут попросить предоставить свои данные, представившись сотрудниками школы или учебного заведения;
- Нарушение конфиденциальности. Во время онлайн-занятий следует быть осторожными и следить за тем, что попадает в кадр. Важно выбрать такое место, где не будет видно обстановку квартиры, конфиденциальных данных, например паролей, записанных на листочке. ;
- Несанкционированный доступ к аккаунту и видеоконференциям. Если вы используете платформы для видеоконференций, убедитесь, что ваши сессии защищены надежным паролем или другими методами аутентификации. В противном случае, злоумышленники могут присоединиться к виртуальной встрече.
- Приложения, которые мимикрируют под образовательные платформы. Если вы хотите скачать какое-либо приложение для обучения, убедитесь, что оно официальное. Злоумышленники могут маскироваться под популярные платформы, видеосервисы и другой контент и, таким образом, распространять вредоносное и нежелательное ПО.
Для защиты себя от этих киберугроз рекомендуется принять следующие меры:
- Регулярно обновляйте программное обеспечение на своих устройствах, чтобы исправить уязвимости;
- Установите антивирусное программное обеспечение и обновляйте его;
- Будьте внимательны при открытии вложений в электронной почте или при нажатии на ссылки, особенно если они приходят от незнакомых отправителей;
- Проверяйте адреса веб-сайтов, на которых вы вводите свои данные, чтобы убедиться, что они безопасны;
- Используйте надежные и безопасные платформы для онлайн-занятий;
- Не раскрывайте личную информацию незнакомым людям или на ненадежных веб-сайтах;
- Не скачивайте приложения и программы на сторонних площадках, используйте для этого официальные ресурсы - магазины приложений или сайты разработчиков;
- Обратитесь к администратору или учебному персоналу, если заметите что-либо подозрительное или столкнетесь с киберугрозами во время онлайн-занятий.
«Сегодня дети начинают осваивать цифровое пространство в раннем возрасте, зачастую ещё до школы. Здесь они не только общаются, играют, но и узнают что-то новое, учатся. К тому же само по себе обучение в целом всё активнее переходит в онлайн-формат. Однако в силу возраста, уровня развития критического мышления, юные пользователи не всегда могут вовремя распознать киберугрозы. Этим могут пользоваться злоумышленники. По данным нашего опроса, 15% детей так или иначе уже сталкивались с онлайн-мошенничеством. Поэтому, как только дети начинают пользоваться онлайн-сервисами, в том числе обучающими, важно объяснить им основные правила цифровой безопасности», — отмечает Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности.
«Темп роста детского сегмента сегодня самый динамичный в российском Edtech, в первом квартале 2023 он вырос почти на 30%. Логично, что там, где количество пользователей стремительно растет, будут пытаться найти выгоду и злоумышленники. Поэтому крайне важно понимать все риски и принимать необходимые меры, которые помогут избежать их, чтобы сфокусировать внимание на главном - освоении профессий в IT», — комментирует Александр Киселев, СЕО и основатель онлайн школы IT профессий для детей Rebotica.