24 марта отмечается Международный день борьбы с депрессией. В преддверии этого события Ксения Николаевна Дементьева, медицинский психолог отделения медицинской реабилитации РДКБ РНИМУ им. Н.И. Пирогова, рассказала о том, что такое детская депрессия, какие причины появления этого заболевания, правда ли, что старшее поколение меньше подвержены депрессиям, и есть ли разница в течении этой болезни у взрослых и детей.
Что такое депрессия?
Есть основная триада симптомов при депрессии.
Первый симптом: сниженный фон настроения, есть апатия — когда дольше двух недель держится плохое настроение.
Второй симптом: физическое самочувствие тоже снижено. Нарушается сон, нарушается питание, появляется усталость.
Третий симптом выражается в нарушении когнитивных процессов. Мышление становится более замедленным, вязким, взрослые часто жалуются, что им трудно сосредоточиться, основные рабочие задачи трудно выполнять..
У детей и подростков есть дополнительный симптом— нарушение поведения. Если у взрослых характерен более меланхолический фон настроения, то для подростков он раздражительный. Дети могут становиться более агрессивными и менее адаптивными, могут меньше спать. У них ухудшаются оценки в школе, они могут пропускать уроки появляется много конфликтов.. Поэтому депрессия может быть достаточно замаскированной. Её не всегда легко увидеть и со стороны может показаться — как родители часто говорят, — что «ребёнок отбился от рук». Но это может являться симптомом достаточно тяжелого эмоционального состояния.
В некоторых случаях, если мы говорим не про подростков, а про детей помладше, то депрессия может проходить в соматизированном формате — то есть появляются соматические симптомы обычных болезней, которые не имеют под собой физиологических оснований. Заболевания как такового нет, а симптомы есть. Температура поднимается, появляются боли (то в животе, то в голове), да и врачи ничем не могут помочь, потому что никакие обследования ничего не подтверждают.
С какого возраста может начаться депрессия?
Бывает, что внешних проявлений нет, но депрессия возникает. И такие случаи могут появляться в очень раннем возрасте. У грудничков описывают депрессии сепарации, когда их отлучали от матери по разным причинам (в связи с теми же болезнями, либо, в связи с отказами) и они долгое время не могли быть рядом с родителями.
Какова наиболее распространённая причина возникновения депрессии?
При формировании заболевания, как и в целом в науке, используется подход биопсихосоциальный: нет только одной причины, которая привела к тому или иному заболеванию, их несколько.
Например, причины культуральные: какие у нас установки, что происходит в мире, как мы к этому относимся. На уровне социальном или семейном мы ещё можем видеть гиперопеку, гипоопеку, симптомы аликситимии у семьи — когда нет возможности описывать эмоции вербально, они выражаются через состояния, физические ощущения. Неумение работать с эмоциями, некая недостаточность эмоционального интеллекта у взрослого может передаваться ребёнку и усугублять течение заболеваний и совершенно нормативных переживаний. Дальше могут быть установки чисто психологического характера, связанные с личностью либо ребёнка, либо взрослого. Например, высокий перфекционизм является таким фактором, который очень сильно повышает тревогу и ухудшает состояние. Перфекционизм — это стремление к идеальному результату. Получается, что человек ставит себе высокую планку и никогда не может её достичь, потому что когда он её достигает, он обесценивает этот результат, ставя себе планку ещё выше. От этого он находится в постоянном стрессе.
Еще одной причиной возникновения депрессии является физиологическое состояние. Сюда относится эндогенные депрессии и различые болезни, в том числе хронические, которые могут провоцировать появление депрессивных состояний на фоне хронического недомогания.
И последняя причина — генетическая. Если в семье были эпизоды депрессий у близкий родственников, депрессия может передаваться и можем увидим ее у детей.
Расскажите о внешних и внутренних факторах возникновения депрессий?
Если мы говорим про внешние факторы, которые могут приводить к тем или иным негативным состояниям, то это может быть хронический стресс. Например, в школе или в связи с тяжёлой болезнью, либо в связи с разными непростыми внешними событиями, которые происходят в жизни ребенка. Хронический стресс может приводить к депрессивным состояниям.
Утрата близких родственников или друзей, переезд в другой город — могут существовать различные изменяющиеся обстоятельства, и если ребенок относится к ним тяжело, если эти темы были значимы, то они могут приводить к реактивным депрессивным состояниям. Но в первую очередь, здесь будет значима реакция самого человека на изменения: для кого-то это значимо более, для кого-то — менее .Кто-то может совершенно спокойно переехать в другой город и будет этому рад, а кто-то будет особенно остро чувствовать одиночество, потому что в другом городе остались его друзья, любимые увлечения, может быть остались родственники. Тогда состояние будет задерживаться надолго, особенно, если его будут игнорировать или пытаться как-то насильным способом убрать: «не плачь», «не грусти», «да ничего страшного», «да всё нормально», «да вот новых друзей найдешь» — всё это не поможет.
Если же говорить не про внешние, а про внутренние обстоятельства, то здесь играет роль повышенный уровень критики: когда критичность к себе становится чрезмерной. Внутри каждого из нас сидит такой внутренний критик, который говорит нам разные гадости: «Ты ни с чем не справишься», «ну как так можно было сделать?», «ты совсем что ли дурак?». И если взрослые научились более-менее работать с этим критиком, то у подростков этот критик очень часто навязан обстоятельствами. Иногда это связано со школой, например, когда мы встречаем какого-то жесткого учителя, который оценивает не только знания, но и может высказываться резко о личности ребёнка. Иногда это связано с тем, как в семье относятся к результатам в школе: четвёрка может становиться очень плохой оценкой, а тройка — это что-то совершенно запредельное. Часто высокая критика появляется накануне экзаменов, тревога становится слишком высокой, а вокруг все пытаются её ещё и усилить: учителя очень часто нагнетают, родители к ним присоединяются и тогда справляться самостоятельно становится практически невозможно.
Также один из известных факторов — особенности семейной ситуации. Дома могут быть физические наказания, либо психологическое насилие в той или иной степени. Бывает, что родители тоже могут оценивать своего ребёнка чересчур жестко и требовать от него слишком многого, в том числе, например, идти на специальность, которая ему не нравится, или получать такие оценки, которые ребёнок чисто физически не может получать — это тоже ведет к негативным состояниям.
Почему нынешнее поколение так часто испытывает депрессию?
Как раз недавно натыкалась на очень интересную статью про то, что «раньше же было лучше, как-то же мы справлялись и брали себя в руки и дальше работали». Но если приглядеться, то много депрессивных состояний есть и среди старшего поколения, просто они маскируются. Это такие функциональные депрессивные состояния, когда человек может продолжать выполнять обыденные дела, но при этом начинает страдать алкоголизмом или приобщается к другим психоактивным веществам, либо в своё свободное время, когда нужно отдыхать, он не может расслабиться. Повышается, например, раздражительность или появляется склонность к рискованному поведению, к тратам денег.
Депрессия распространена среди всех поколений: нет такого, что она только у детей или юношей — мы можем встретить ее в любом возрасте. Другое дело, что в подростковом возрасте перепады настроения заметны чаще.
Можно ли самостоятельно справиться с депрессией?
Это зависит от состояния. Если мы говорим про депрессию, не как про клинический диагноз, а как про депрессивное состояние (сниженный фон настроения, странные ощущения, усталость) и как субдепрессивность — иногда можно.
Если это клинически выраженное состояние, когда есть достаточное количество симптомов, то маловероятно, что человек справится сам. И чем сильнее тяжесть эпизода, тем более необходимо привлечение специалистов.
Если раннюю депрессию не диагностировать, состояние может постепенно ухудшаться и привести к достаточно плачевным последствиям. В детстве ситуации могут быть тяжелыми, у нас есть небольшие последствия, которые мы можем наблюдать, и не самые приятные. Одно из самых неприятных — это риск суицида.
Если же мы говорим про менее выраженные и значительные последствия, то здесь чаще всего встает вопрос: «А чего мы вообще хотим для своих детей?» Мы хотим достижений, корочки диплома, какого-то «набора» или «списка», которым можно похвалиться перед кем-нибудь или повесить на стену, как достижение? Или мы хотим других вещей для своего ребёнка: возможность быть счастливым, возможность выбирать для себя своё будущее, возможность полноценно функционировать. Недиагностированные депрессии, которые протекают в лёгком формате, опасны ещё тем, что ребёнок в какой-то момент усваивает этот паттерн (модель поведения) — «я несчастлив и это нормально», «я делаю, что мне не нравится и это нормально».
Как суицидальные мысли связаны с депрессией?
Суицидальные мысли не всегда значат, что взрослый или ребёнок это реализуют. Часто это начинается с мыслей, что жить так не хочется. Это показатель того, что все вокруг становится настолько тяжелым, что кажется, что единственный возможный выход — уйти из жизни. И здесь очень важно, чтобы родители, которые слышат, что их ребёнок об этом говорит, или их близкий человек, специалисты, которые с этим сталкиваются, не пугались этих разговоров.
Это один из значительных маркеров, что состояние ухудшилось, но очень важно не паниковать. Иногда бывает, что случилась кризисная или экстренная ситуация, когда ребёнку или взрослому пришлось столкнуться со значительным, невыносимым стрессом, и появляются тяжелые мысли. То, как ситуация будет развиваться, зависит от самого состояния и от того, как в этот момент ребёнку смогли оказать нужную помощь.
Часто существует миф, что суицидальное поведение или подобные мысли у детей — это история про привлечение внимания: значит он хочет чего-то добиться, чтобы что-то дали или просто заметили. И здесь очень важно, чтобы мы относились к этому серьёзно. Раньше существовало разделение на истинное суицидальное поведение и демонстративное. Такое разделение немножечко обесценивало проблему. Казалось, раз демонстративное значит не так уж и важно, значит можно проигнорировать и ничего плохого не случится. Это не так. Вне зависимости от того, как именно это выглядит, если мы не отнесемся к этому серьёзно — повышается риск, что мы можем не успеть помочь. И нужно расценивать говорение о смерти как запрос о помощи: «да, я хочу, чтобы нам помогли и заметили моё состояние. Мне очень плохо я с этим не справляюсь».
Как самоповреждающее поведение связано с депрессией?
Часто самоповреждающее поведение путают с суицидальным. Здесь очень важно отличать разные цели. Иногда самоповреждающее поведение может входить именно в суицидальное, когда человек готовится к совершению суицидальной попытки — тогда мы можем видеть появление таких признаков. Но очень часто, особенно у подростков, мы можем видеть самоповреждающее поведение от невозможности справляться со своими эмоциями. То есть в какой момент оно становится единственным способом справиться с тяжелыми состояниями. Здесь тоже важно не пугаться такого состояния. Если мы начнем давить на ребёнка (ругать, критиковать, стыдить), то это имеет совершенно обратный эффект. Уровень тревоги, негативных эмоций возрастает и мы получаем ситуацию, где ребёнок начинает прятаться. То есть стратегии остаются те же самые — если раньше он мог порезать руки, то теперь он может порезать живот, бёдра (где-то где будет не так заметно), чтобы взрослые не ругали. Потому что по факту сама причина не ушла. Причина — тяжелая ситуация или состояния, с которыми ребенок не может справиться сам. Важно, чтобы у него появлялись новые навыки как справляться, что делать, как я могу помочь себе, к кому я могу обратиться, чтобы мне помогли.
Как оказать помощь ребёнку при депрессии?
Если это подросток, то он может начать помогать себе сам. Сейчас о депрессии стали много говорить: снимать познавательные видео, выкладывать психологические техники, как справляться с негативными эмоциями, чем можно помочь — это первая линия обороны на субдепрессивных состояниях.
Если мы говорим про помощь от родителей, в первую очередь, очень важно отнестись серьёзно. Это не про то, что мы придаем чрезмерную значимость, а то, что мы не пытаемся обесценить переживания, которые есть у ребёнка. Порой родителям с высока их лет и опыта кажется, что проблемы, которые есть у ребёнка, совершенно незначимы: «Ну что там школа, что молодой человек или оценку плохую поставили — ничего в этом страшного нет, возьми себя в руки и делай то, что нужно». Но это не помогает, ни взрослым, ни детям. Здесь очень важно быть рядом и устанавливать доверительный контакт, чтобы ребёнок, в первую очередь, мог рассказать о том, что его волнует, что его беспокоит, из-за чего он расстроен. Возможность говорить о своих проблемах уже значительно снижает напряженность состояния, и вероятность появления депрессии или тяжелых симптомов значительно уменьшается.
Все беды от компьютерных игр?
Существует миф, что если у ребёнка появились суицидальные мысли, то всё дело в играх или в интернете, гаджетах. Надо это всё отобрать — тогда всё станет лучше.
Но по факту, если нет других причин (тяжелой ситуации дома, ситуаций домашнего насилия или психологического насилия, проблем в школе), если ребёнок чувствует себя хорошо, то никакие игры и интернет не смогут вложить ему идеи о смерти или идею, что он должен с собой что-то сделать.
Как избежать дофаминового голодания и депрессии?
Существуют общие рекомендации профилактики депрессивных состояний.
В первую очередь, это профилактика монотонного образа жизни (как для взрослых, так и для детей). У взрослых часто схема одна: работа-дом-работа-дом. У детей: школа-дом-школа-дом.
Сейчас у детей практически нет свободного времени. Сначала у них школа, потом они идут на многочисленные секции, кружки. Возвращаются домой — делают уроки, и вот уже нужно ложиться спать. А утром снова в школу — так вся неделя. И у них практических нет возможности провести время с удовольствием и отдохнуть. Здесь очень важно, чтобы нагрузки были сбалансированными: важно, чтобы не было однообразия. Надо придумывать что-то на выходные: походы всей семьей куда-то, где всем нравится. Можно выбирать какие-то дни или вечера для просмотра кино или похода в пиццерию, моменты, когда дети делают что-то необычное.
Второй хороший способ — это прогулки. Регулярные прогулки нормализуют психическое состояние как для взрослых, так и для детей. Пребывание на свежем воздухе, активные физические нагрузки — любой спорт.
Но когда это превращается в насилие (ребёнок плачет, не хочет, а его заставляют) — все может вызвать обратный эффект.
Когда нужно обращаться к специалисту?
Если вы видите у своего ребёнка симптомы депрессивного состояния (замкнутость, повышенная раздражительность, стал избегать контактов с друзьями, перестал получать удовольствие от того, что раньше нравилось, избавился от своих любимых хобби) — в таком случае в первую очередь очень важно пойти к психологу, чтобы понять, что происходит.
Если у ребёнка начинаются уже достаточно тяжелые симптомы: грубое нарушение сна, тревоги, много страхов (например, походы в школу превращаются в целые испытания, ребёнок плачет, заставить его туда идти — целый процесс) — вот тут уже важно пойти к психиатру.
Соответственно, психолог при оценке состояния может сделать вывод, нужно ли подключение психиатра или нет.
В идеальном случае работа идёт параллельно. Психиатр занимается медикаментозной стороной вопроса: он может полноценно выделить все симптомы, может определить тяжесть состояния. Психолог занимается другим: он работает над тем, чтобы убрать факторы, которые влияют на поддержание подобного состояния, поддержания симптомов. Мы нарабатываем стратегии совладания с тяжелой ситуацией, с тяжелыми переживаниями. Мы вырабатываем то, как родитель может помочь, как он может реагировать, как в принципе снизить общий фон тревоги у ребенка. И что ребенок может сделать сам, что может сделать семья.
Депрессия - это серьёзно. При её первых признаках обращайтесь к специалисту.