Почему дети предпочитают в интернете развлекаться, а не учиться, и как это изменить, обсудили эксперты и родители на конференции о людях и технологиях в образовании YaC/e.
Разрушить цифровую стену
Цифровой мир дает много возможностей, в том числе образовательных. Но пользоваться ими часто не умеют ни родители, ни дети. «Я дала сыну гаджет с онлайн-курсами, и получился образовательный хаос, - говорит Надежда Папудогло, главный редактор медиа про образование и воспитание детей «Мел». - Он переключается с курсов на Влада Бумагу и других блогеров. В Minecraft он хочет просто играть, а не заниматься программированием».
В этой типичной ситуации можно, конечно, просто запретить ребенку гаджеты, но есть другой путь — организовать относительно безопасное онлайн-пространство для ребенка. «Когда мы с детьми скрываемся друг от друга за цифровой стеной, тревожность испытывают и родители, и дети, - уверена Майя Стравинская, директор онлайн-кампуса МШУ Сколково и автор блога CyberMom. - Родителям пора перестать воспринимать аналоговый и цифровой мир как разные сферы жизни».
По словам Стравинской, если к выбору нянь и гувернеров родители привыкли подходить критически и тщательно выбирать, то и цифровые платформы, которые мы часто используем как альтернативу няням, нужно выбирать также тщательно, ориентируясь на экспертные и потребительские рекомендации. «Я сама отбираю блогеров среди тех, кто дает проверенную, не фейковую информацию, - говорит Стравинская, мать 11-летней дочери. - А потом мы вместе смотрим. Более того, я часто своим восторгом от какого-нибудь документального фильма о природе заражаю дочь, и она начинает смотреть. С одной стороны, прекрасное совместное времяпровождение, с другой — дочь растет довольно образованным человеком».
Ограничить контент
Если у родителей не всегда есть возможность вместе с ребенком потреблять интернет-контент, стоит придумать ограничения. Директор по маркетингу Яндекс.Учебника Елена Лопатина настраивает ограничения для каждого из своих пяти детей. «Без гаджетов мы, конечно, не можем ни в поездках, ни дома, - говорит Елена Лопатина. - Но это не значит, что дети могут смотреть что угодно и сколько угодно. В будни ребенок может зайти в интернет, только когда сделает все уроки, на определенное количество времени, например, на час. У младших есть доступ только к детскому YouTube, за старшими у меня — легкий контроль. Если дочери нравится смотреть кулинарного блогера, я не против: этот интерес может перерасти в образовательный. А если не перерастет, не страшно. В конце концов, мы сами в гаджетах не только работаем, а еще смотрим ролики, сериалы и треплемся в соцсетях».
В семье продюсера платформы Яндекс.Дзен Никиты Белоголовцева трое детей, и старшая 10-летняя дочь сознательно отказалась от установки в мобильном TikTok. «Не без нашего влияния, конечно, - говорит Белоголовцев. - Мы спрашиваем, зачем скачивать приложение, можно ли без него обойтись, настаиваем на таких разговорах, но без насилия. Хотя случается, дети узнают в интернете даже что-то полезное». Однажды в музее Белоголовцев попытался рассказать детям простыми словами, как устроена пушка. Но 8-летняя дочь прервала его: «Не надо объяснять, что пушка стреляет по параболической траектории». Она это узнала из мультфильма «Фиксики». Однако, по мнению, Белоголовцева, родителям стоит критически подходить к цифровому контенту и не считать образовательным и развивающим все, что себя таким называет - «чтобы не обманывать себя, что ребенок в телефоне образовывался, и не удивляться плохим результатам».
Среди его правил — разносить рабочие дела (в случае ребенка — образование) и развлечения по разным гаджетам. И стараться не приучать к рефлекторному использованию гаджетов, например, если у родителя рабочий зум, то ребенок смотрит мультфильм. «Когда ты попросишь ребенка заняться чем-то полезным, когда ты занят, он обидится, что его лишили привычного развлечения», - говорит Белоголовцев.
Извлечь пользу
При разумном подходе цифровые сервисы могут принести много пользы. Видеоигры, например, могут даже лечить. В 2020 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) разрешило использовать игру EndeavorRX как рецептурное лекарство для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей 8—12 лет. Да и блогерство может приносить новые знания и навыки. «Когда мы с дочерью поехали в путешествия, то решили вести видеоблог, чтобы постичь Древний мир, - рассказывает Майя Стравинская. - Благодаря этому непростому и новому для нас обеих занятию мы многое поняли и запомнили, а кроме того получили новые дигитальные навыки. Для этого нам пришлось пройти целый курс».
Делать что-то вместе в аналоговом, а потом продолжать в цифровом и наоборот — очень продуктивный подход. «Домашние задания в Яндекс.Учебнике, как мы знаем по откликам учителей, часто становятся поводом для дискуссии в классе или повторения пройденной детьми темы, чтобы лучше усвоить новую, - рассказывает Елена Лопатина. - Прекрасно, когда цифровой контент помогает активизировать образовательный процесс в школе или семье».
По ее словам, образовательные сервисы, например Яндекс.Учебник, уже достаточно развиты, чтобы взять на себя хотя бы часть рутинной работы в образовании и дать возможность учителям и родителям вести индивидуальную работу: выявить пробелы и восполнить их, уделить больше времени сложным темам, дать ребенку не просто плановые, а востребованные им в данный момент знания и умения.
Образовательные онлайн-ресурсы давно востребованы среди взрослых и порой дают им не только новые знания и умения, но и новую профессию, как, например, Яндекс.Практикум. В последние годы образовательные траектории все больше индивидуализируются: на общую базу каждый подбирает свои образовательные модули и курсы, расширяя свои возможности. Взрослым приходится постоянно учиться, и цифровые технологии в этой сфере с каждым годом имеют все большее значение. Проектируя будущее своего ребенка, каждый родитель должен задуматься, какой выбор мы делаем за него сейчас, какие наши страхи перед теми же цифровыми технологиями обоснованы, а какие - надуманы. Это поможет перестать тревожиться и по-новому взглянуть на образование и перспективы своих детей.