В конце 2020 года бренд Dove, совместно со ВЦИОМ, провели опрос 500 российских девушек подростков и их родителей (800 человек), чтобы выяснить, как изменились показатели самооценки. Оказалось, что 94% респонденток в возрасте от 14 до 17 лет хотели бы что-то изменить в своей внешности. Большая доля опрошенных (46-50%) отметили в качестве объекта изменений живот, вес или талию. Отдельно выделили и кожу лица, которую предпочли бы поменять 43% девушек. Для 39% проблемной зоной являются волосы на теле, а треть (30-34%) не устраивают бедра или ягодицы, а также нос и грудь.
Названные участницами опроса внешние «недостатки» и желание изменений непосредственно влияет на их самооценку и самореализацию: более половины девушек-подростков (68%) согласны с тем, что физическая красота помогает добиваться успеха. 26% девушек испытывают депрессию по поводу своего вида, а более трети среди тех, кого не устраивает их внешность (37%), заявляют, что планируют хирургические операции в будущем.
Молодые девушки все также ориентируются на известных личностей или блогеров, на которых они хотели бы быть похожими: 37% девушек идеалом красоты назвали не только селебрити нового поколения: Кендалл Дженнер, Ариану Гранде, Кайли Дженнер, Селену Гомес, но и старшего: Анджелину Джоли, Ирину Шейк и Скарлетт Йоханссон. В рейтинг даже попал южнокорейский певец-репер Мин Юнги.
Для того, чтобы, вероятно, больше походить на свои идеалы, более половины (53%) девушек используют фильтры и эффекты для фотографий, когда выкладывают их в социальные сети. Однако отретушированные селфи и собственные фото, в силу разнообразия мнений и взглядов в интернете, не всегда положительно воспринимаются окружающими.
Большинство девушек-подростков (68%) имеют негативный опыт по поводу отношения окружения к их внешности. 60% от тех, кто сталкивался с негативом, рассказали, что чаще всего это проявляется в подколах, смешках или оскорблениях. Главным образом так поступают сверстники, сообщили 72% девушек-подростков. Также практически треть говорят об исходящей агрессии со стороны друзей среди девочек и мальчиков (31% и 30% соответственно).
В период грусти за советом девушки все также обращаются к родителям – 22% из них считают своих матерей примером для подражания. Однако взрослые оказываются не всегда способны понять и правильно поддержать своих дочерей, а также поспособствовать тому, чтобы такие ситуации не повторялись в будущем.
Согласно опросу родителей, 21% из них полагают, что дочери ничего не хотели бы поменять в своей внешности. Напомним, что сами девушки-подростки об этом сообщают в три раза чаще. Каждая десятая девушка 14-17 лет не получает от родителей комплиментов по поводу внешности, сами же родители не признаются в том, что никогда не хвалят внешность дочерей. Матери чаще отцов подтверждали, что говорят приятные слова дочерям - 50% против 37% соответственно.
Девушки, лишенные родительских комплиментов, чаще сетуют на наличие у себя психологических проблем (53%). Наличие родительского тепла, таким образом, создает более благоприятный климат в семье, блокируя возникновение психологических трудностей для подростков.
Более того, 38% родителей заявляют, что сами бы хотели что-то изменить во внешности дочери. Подавляющее большинство родителей (95%) уверены, что необходимо предпринимать какие-либо действия для повышения самоуверенности девочек-подростков. Ключевыми мерами среди названных ими стали: организация досуга, психологическая работа в школах, а также ограничения проводимого в соцсетях времени.
В связи с такими показателями, бренд Dove решил уделить особое значение проекту по повышению самооценки подростков в 2021 году.