Чтение — сложный когнитивный процесс, который с трудом дается многим детям. Какие трудности в чтении существуют? Что нового появляется в помощь начинающим читателям? Что могут сделать родители? Об этом рассказала на конференции о людях и технологиях YaC/e учитель русского языка и литературы в начальной школе, лауреат Госпремии России в области образования, методист Яндекс.Учебника Ольга Гвинджилия.
Ребенок обычно осваивает книжный мир задолго до того, как учится читать. Родители покупают красивые детские книги и читают ему стихи, сказки и рассказы. Это здорово. Но стоит ребенку научиться складывать слоги в слова, как многие родители отказываются от совместного чтения. «Поначалу у ребенка невысокая техника чтения, которая не позволяет ему порой даже понять текст, не говоря уж о том, чтобы получить удовольствие, — говорит Ольга Гвинджилия. — Не бойтесь времени, проведенного с ребенком! Читайте ребенку вслух и обсуждайте с ним прочитанное, пока он готов это делать вместе с вами. Потом вы будете вспоминать это время с удовольствием».
Два заблуждения
Если техника чтения у ребенка не улучшается сама по себе, то стоит понять, в чем проблема, и попытаться помочь решить ее. Есть два заблуждения, из-за которых родители часто вместо помощи скорее вредят. Первое: чем больше ребенок читает, тем выше его скорость чтения. «Темп чтения — индивидуальная особенность человека, - говорит Гвинджилия. — Мы все мыслим с разной скоростью и читаем с разной скоростью». Не заставляйте ребенка читать больше, чем, например, задают в школе. Это может вызвать отвращение к книгам.
Второе заблуждение: если ребенок научился читать, можно сразу давать ему книги посложнее. «Как-то мама шестилетнего ребенка поделилась со мной, что сын отказывается читать, — говорит Ольга Гвинджилия. — В разговоре выяснилось, что она дала мальчику, который только научился читать, «Приключения Тома Сойера». Это пока недостижимая для него книга и по технике чтения, и по восприятию. Не зря говорят, что до некоторых книг нужно дозреть». Стоит довериться рекомендациям педагогов (Ольга Гвинджилия недавно составила свой список для начальных классов), самих издательств и литературных критиков, какую литературу в каком возрасте читать.
Если у ребенка серьезные трудности с чтением, стоит обратиться к специалистам — логопедам, психологам, неврологам, чтобы выявлять проблему и решить ее. «Если у ребенка техника не улучшается, то осваивать процесс нужно на разработанных специалистами материалах, например, на заданиях «Витаминов для чтения» Яндекс.Учебника», — говорит Ольга Гвинджилия.
Главная хитрость
Когда ребенок научился читать, у родителей есть действенные способы увлечь его чтением. Лучший — помочь найти «его» книгу, «его» жанр. Это может быть неочевидная для взрослого литература: фэнтези, приключения или комиксы. Надо каким-то образом дать ребенку выбор, чтобы он нашел свою книгу. Например, пойти вместе в магазин и посмотреть, что там есть, спросить продавца о новинках. Потом купить несколько понравившихся книг и не расстраиваться, если не все потом будут прочитаны.
Еще один вариант — заинтересовать ребенка отрывком из книги, например, в задании по русскому языку. «В школьные учебники сложно вносить изменения, но цифровые образовательные сервисы, например Яндекс.Учебник, включают в задания по русскому языку фрагменты из популярной современной литературы, — говорит Ольга Гвинджилия. — Если ребенку понравится отрывок, возможно, он захочет прочитать всю книгу».
Для поиска той самой книги подходит литературный кружок, где дети читают и обсуждают отрывки из книг, делают к ним иллюстрации или разыгрывают сценки. Такие клубы бывают в школах, музеях, библиотеках или в творческих центрах.
Не стоит отчаиваться, если поиски затягиваются на годы. Но важно не пропустить, не отмахнуться от каких-нибудь детских детективов или комиксов, которые нравятся ребенку. «Комиксы — один из блистательных книжных форматов, — считает Ольга Гвинджилия. — Это одновременно сложный жанр, соединение визуального и буквенного, и спасение для детей со сложностями в чтении. Я обратила внимание, что, например, «Дневники Вишенки» очень помогают детям с дислексией начать читать. После них они переходят на другую литературу». Главное — помнить, что ребенок — это другой человек, и принять, что у вас с ним могут быть совершенно разные литературные вкусы.