Образовательная инициатива Яндекса подвела итоги тестирования цифровых компетенций и гибких навыков преподавателей и их умения развивать функциональную грамотность учеников. Ежегодная диагностика проводится в рамках проекта по бесплатному обучению педагогов «Я Учитель». Задача исследования — составить портрет современного учителя и понять, как помочь ему в профессиональном развитии. Всего в исследовании приняли участие более 100 000 преподавателей из разных регионов России.
Три теста исследовали гибкие навыки, опыт работы с цифровыми инструментами и умение развивать у учеников функциональную грамотность, то есть способность применять полученные навыки и знания в повседневной жизни. Тесты состояли из практических кейсов, связанных с работой школьных учителей. Педагоги решали задания, в которых нужно было выбрать вариант действия в определенной учебной ситуации. Яндекс разработал задания совместно с экспертами Московского государственного педагогического университета.
«Мы проводим подобные исследования почти каждый год, чтобы понять состояние учителей и в дальнейшем предложить им инструменты и возможности, которые помогут им в работе или научат чему-то новому, — рассказывает Елена Бунина, генеральный директор Яндекса в России. — Регулярный разговор с учителем помогает составить полную картину: увидеть, каких навыков не хватает, определить зоны роста. Данные этих исследований — отправная точка для работы Образовательной инициативы».
Тест на функциональную грамотность показал, что учителя лучше всего знают, как формировать у детей финансовую и математическую грамотность: 90% и 88% соответственно набрали больше половины баллов от максимально возможного. Наибольшие трудности вызывает развитие креативного мышления: 19% участников получили меньше половины баллов в заданиях по этой теме. Сложности вызвали и задания, связанные с глобальными компетенциями: низкий результат по ним у 16% педагогов.
87% опрошенных успешно справились с тестом на цифровую грамотность. При этом выяснилось, что чем выше стаж, тем тяжелее учителю даются такие задания, — старшим педагогам нужна дополнительная поддержка в освоении новых технологий.
«Высокие результаты можно объяснить двумя причинами, — комментирует Ирина Савицкая, руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника — Во-первых, онлайн-диагностику проходят учителя, в целом готовые к работе в цифровой среде. Во-вторых, на момент теста прошло уже полгода с начала пандемии, когда учителя были вынуждены осваивать инструменты для дистанционного обучения. Это не могло не сказаться на результатах. Как мне кажется, прошедшие тест учителя действительно обладают базовыми цифровыми компетенциями — вопрос в том, есть ли у них желание и возможность применять технологии в своей работе».
Педагоги показали высокие результаты при тестировании гибких навыков: участники исследования умеют устанавливать доверительные отношения с классом (91%), сотрудничают с коллегами (91%) и занимаются развитием учеников (89%).
По итогам диагностики учителя получили рекомендации и материалы для развития компетенций. Ознакомиться с полным текстом исследования и найти список полезных курсов, вебинаров и статей можно на сайте.