Рособрнадзор за 2 года планирует изменить ЕГЭ по всем учебным предметам. А на сайте на сайте Федерального института педагогических изменений уже опубликованы демоверсии ЕГЭ на 2022 год, где многое - уже по-новому. Первыми выводами по изменениям в экзамене в 2022 году делятся эксперты образовательной компании MAXIMUM Education, которые проанализировали демоверсии по всем предметам. Основные выводы:
Русский язык
Экзамен по русскому языку чуть «причесали», но сильно он при этом не поменялся. Некоторые задания усложнились. При этом для выпускника, который активно готовился к экзамену, они не будут составлять большого труда. Эти изменения связаны скорее с линией изменений, которые начались еще в 2019 году, когда процент высокобальников зашкаливал и нужно было усложнить экзамен, чтобы он выполнял свою дифференцирующую функцию. Отвечая этим задачам в экзамене, стало больше заданий аналитического плана и сам формат заданий во многом стал более строгим.
Профильная математика
Больше нет заданий для простого набора баллов, которые может решить даже ученик младшей школы. Сейчас все задания в ЕГЭ потребуют более высокого уровня математической компетенции, которая формируется на уроках алгебры и геометрии.
Как и ожидалось, экзамен поменялся достаточно сильно: были приняты почти все изменения, предложенные в перспективной модели, за исключением пары моментов. Задание, которое все боялись больше всего – задание на комплексные числа так и не появилось, что хорошо, так как эта тема очень сложна и не всегда изучается в школах в принципе.
Базовая математика
В целом экзамен поменялся не сильно и подобные изменения на скажутся на качестве работы выпускника, потому что все равно так или иначе преследуют иную цель – не дифференцировать ученика по знаниям, как в профильном уровне, а просто дать понимание усвоил ли он программу средней школы или нет.
Биология
Экзамен по биологии в чем-то усложнился, но большая часть изменений – логичная, они направлены скорее на «выравнивание» разных форматов и тем заданий внутри самого экзамена. Также большинство заданий выражены в более практикориентированном ключе (анализ изображений, схем, решение задач) и требуют от ученика больший объем навыков, применяемых на экзамене. Конечно, для всех, кто планирует сдавать биологию очень важным, становится фактор «насмотренности» и наблюдательности. Это полезно, особенно для тех, кто планирует в дальнейшем обучение на биологическом или медицинском факультете.
Обществознание
Изменения очень интересные. С одной стороны, экзамен стал в чем-то проще, пропали дублирующие друг друга задания, появились новые требующие от ребят размышлений. В целом, теперь экзамен стал больше не про «выучил-написал», а требует от ребят множества размышлений, умения аргументировать – это очень важно в предметах социально-гуманитарного цикла. Кроме того, такие задания позволяют отделять ребят, которые целенаправленно готовятся к ЕГЭ, а кто просто сдает «на удачу».
С другой стороны, пропало сочинение, что давало ребятам творчески подойти к вопросу, за счет этого уменьшилось время экзамена почти на час, но заданий по-прежнему довольно немало и потенциально могут быть проблемы с тем, чтобы банально успеть все написать за отведенное время.
Физика
Физику очень сильно поменяли. Задания стали интереснее, нестандартнее, их стало больше и самое главное, теперь задания могут решать не только ребята имеющие высокий уровень знаний по предмету (например, выпускники физ-мат лицеев), но и ребята из простых школ при должном уровне подготовки. Кажется, что это сделает экзамен более «демократичным» без потери уровня качества.
Химия
Экзамен по химии в новом формате поменялся, но не очень сильно. Скорее речь идет о некоторых усложнениях и добавление более интересных форматов заданий. Самые простые задания, не вызывающие сложностей у ребят логично были исключены. Так происходит во всех экзаменах в этом году. Кажется, что при должном уровне теоретической подготовки ребятам не составит труда выполнить эти задания.
История
Изменения в истории колоссальные и очень неожиданные. Из экзамена были исключены задания, которые проверяют одни и те же навыки и умения выпускников, при этом, кажется, что общая логика экзамена сохранена: проверяются ключевые единицы знаний из блоков Отечественной и всеобщей истории, русской культуры, навыки работы с исторической картой, иллюстративным материалом, текстовыми источниками, аргументацией, однако форматы этих заданий почти все новые. В целом можно сказать, что реальную сложность представляют собой задание 19, которое соединило в себе два слабых места всех выпускников - аргументацию и элементы всеобщей истории, и задание 4, т.к. знания географии часто подводят учеников.
Литература
Самое сложное и необычное что получилось в новом варианте ЕГЭ это то, что в кодификаторе появилось много зарубежной литературы, которая ранее не проверялась на ЕГЭ. Для ребят, которые не читали зарубежную литературу это серьезный вызов, но, к счастью, это скорее сделано для того, чтобы «помочь» читающим выпускникам, многие из которых метят на филологические специальности. Также сюрпризом стало, что теперь сочинение оценивается с точки зрения русского языка. Ранее проверялись только речевые нормы, но теперь и грамматика будет важна. Это безусловно усложняет процесс подготовки, так как повышает требования не только к знаниям, но и грамотности выпускников.
Английский язык
Экзамен двигается в сторону не просто выпускного экзамена, а именно экзамена проверяющего знание языка. Это очень важно, так как задания все больше проверяют языковые компетенции, которые будут реально применятся в жизни, что больше стало напоминать формат международного экзамена IELTS. Для ребят которые просто хорошо знают язык – это большой плюс, но нужно понимать, что все равно без специальной подготовки такие задания решать будет проблематично.
Информатика
Экзамен по информатике очень сильно поменялся в прошлом году, и делать большие изменения в этом году было бы негуманным. Именно этой логики видимо и придерживались составители, так как не стали сильно менять формат экзамена, но уточнили и поправили некоторые моменты, которые позволяют сделать задания экзамена более удобным. Это такие точечные изменения, которые не сильно повлияют на подготовку ребят.