В августе 2021 года международная образовательная компания «ЯКласс», резидент кластера информационных технологий Фонда «Сколково», опросила учителей о роли школы и школьного образования. Исследование проводилось в августе 2021 года, в нём приняли участие 2113 педагогов со всей Российской Федерации.
По результатам опроса, 88% учителей считают, что школа не готовит детей к будущей жизни: 11% утверждает, что знания, полученные в школе, вовсе неприменимы в реальной жизни за пределами учебного заведения, 77% полагают полезными и пригодными только часть школьных знаний. Лишь по мнению 12% опрошенных школа готовит детей к жизни в современном обществе и соответствует запросам времени. Чаще других (16%) называли школьное образование полностью непригодным в современном мире учителя с опытом работы от 5 до 10 лет, а также от 10 до 15 лет.
Основной функцией школы 37% учителей назвали обучение детей. 34% — подготовку ребенка к будущей жизни за пределами школы, 16% — воспитание и привитие нравственных ценностей, 9% — социализацию школьников, 4% — подготовку учащихся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. Последний пункт является главным в функциональном назначении школы для 8% преподавателей со стажем работы от 5 до 10 лет. Среди этой же категории педагогов (работают учителями от 5 до 10 лет) только 9% полагают главную роль школы в ценностном воспитании детей. Стоит отметить, что реже всех говорили о школе как о месте для подготовки к будущей жизни учителя с наименьшим преподавательским опытом — до 5 лет.
Ранее сообщалось, что 75% родителей хотят включить курс цифровой грамотности в школьную программу, чтобы дети обладали навыками, востребованными сегодня — умение работать с информацией и обеспечивать информационную безопасность. Но, как показывает мониторинг Общероссийского народного фронта, в настоящее время лишь у четверти школ есть высокоскоростной интернет. При этом, согласно опросу «ЯКласс», три четверти (74%) учителей считают цифровые образовательные ресурсы необходимым дополнением к традиционным форматам обучения. О неэффективности таких ресурсов для процесса обучения и подготовке к современной жизни сообщили лишь 6% опрошенных.
«Система школьного образования, конечно, нуждается в определенной модернизации для более полного соответствия запросам современной жизни: почти 90% учителей заявили, что школьные знания малоприменимы или неприменимы совсем для детей за пределами школы. Однако вижу положительную тенденцию в том, что школа сегодня ставит своей главной целью не только обучение детей, но и их подготовку к будущей жизни, формирование ценностей и поддержание процесса социализации», — комментирует результаты опроса директор «ЯКласс» в России Екатерина Рыжова.