Психология половых различий в развитии интеллектуальных способностей (часть 1)

Как половые различия влияют на умственные способности

Полезность: 4,5 из 5 Интересность: 4,4 из 5 (37 оценок)

Многие годы на Западе и в последнее десятилетие в России, наряду с традиционными подходами к изучению интеллектуального развития ребенка, выделяется группа исследований, характеризующих это развитие с точки зрения принадлежности ребенка к определенному полу.

Как половые различия влияют на умственные способности

Выделение фактора пола как одного из критериев развития интеллектуального потенциала является отражением глубокого многовекового кризиса "разорванного" человеческого сознания, в результате которого до сегодняшнего дня важнейшей неразрешенной проблемой остается проблема дисбаланса "мужских" и "женских" ценностей, когда мужчина противопоставляется женщине, рассудок - эмоциональности, культура - природе.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе мужчин и женщин по-прежнему принято оценивать в различных категориальных системах: при описании мужчины акцент, как правило, делается на его общественном положении, социальных достижениях и роде занятий, а при описании женщины - на ее семейно-родственных отношениях, внешности, характере, сексуальности и тому подобное.

Однако для многих психологов является очевидным тот факт, что, по мере демократизации общества, половые свойства мужчин и женщин становятся все менее поляризованными, все более взаимопересекаются. Естественно предположить, что этот процесс не может не отразиться на развитии познавательных способностей современных мальчиков и девочек.



Если будет доказано, что смена половой роли может повлиять на направление интеллектуального развития человека, и биологический пол не является определяющим фактором этого развития, то социальные последствия такого открытия не трудно предсказать: мужская часть общества лишится того доминирующего положения, которое было закреплено веками общественной эволюции. Если же окажется, что слова "мужское" и "женское" - это не просто роли, навязанные культурой, а биологически предопределенные черты, присущие данной половине человечества, то женщинам и мужчинам ничего не останется делать, как вернуться к выполнению своих родовых обязанностей.

Итак, какие ответы дают психологи на следующие вопросы:

  • В чем заключается качественное отличие интеллектуальных способностей мальчиков и девочек?
  • В чем состоят особенности женской и мужской социализации?

Массовые психометрические исследования показывают, что у девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, а у мальчиков - зрительно-пространственный. Уже к 18 мес девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше. Девочки проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям, чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют речью и лучше воспринимают внешнюю информацию.

Исключительная одаренность чаще встречается среди мальчиков, так как диапазон умственных способностей у мальчиков шире, чем у девочек: от самых низких до самых высоких показателей на условной шкале способностей.

Обследование подростков, обучающихся по одной программе, обнаружило выраженные половые различия в математической одаренности в пользу мальчиков. Причем, чем выше оценивалась математическая одаренность, тем выраженнее становилось преобладание лиц мужского пола: среди тех, кто набрал в соответствующих тестах 500 баллов, соотношение мальчиков и девочек было 2:1, среди тех, кто набрал 600 баллов, - 4:1, а среди тех, кто набрал максимальное количество баллов (700 и более), на 13 мальчиков приходилась лишь одна девочка.

В исследованиях детской одаренности показано, что выдающиеся по учебным и внешкольным достижениям девочки, обнаруживающие больше сходства со своими ровесницами, чем с ровесниками, оказались подвержены эффекту "исчезающей одаренности" (термин, введенный С. Олшен): ухудшение результатов, показанных девочками, по сравнению с мальчиками, с возрастом. Особенно это было заметным применительно к таким измеряемым переменным как интеллект, креативность.

Интересно объяснение этого эффекта, с точки зрения теории социализации: в силу особенностей социализации девочки больше, чем мальчики, ориентированы на общение, межличностные отношения. У них больше чувствительность к ожиданиям окружающих.

В подростковом возрасте одаренные девочки оказываются перед дилеммой: идти путем дальнейшего развития своих способностей, или отдать предпочтение быть принятыми значимой для них группой других детей. Девочки, из которых впоследствии выросли выдающиеся в науке женщины, в детстве необычайно много занимались одни - читали, размышляли, исследовали и мало зависели от ожиданий окружающих их детей и взрослых.

Известно, что определенные виды исследовательского поведения, практикуемые в детстве, закладывают основы для взрослых достижений в науке и бизнесе. Исследовательское поведение развивается в условиях свободы от оценки, ответственности и внешне стимулируемой деятельности. Оно разворачивается в ситуациях, отличающихся неопределенностью и двойственностью. Однако так чаще воспитывают мальчиков, тогда как девочки, как правило, растут в условиях, ограничивающих их исследовательскую активность.

Многие психологи отмечают, что чем одареннее девочка, тем ближе она по своим социально-психологическим характеристикам к одаренным мальчикам. В отличие от сверстниц с обычными способностями, одаренные девочки, как правило, вовлечены в очень широкий круг занятий, включая традиционно приписываемые мальчикам, - активные игры, спорт. Им нравятся игрушки и игры для мальчиков, которые в большей степени поощряют развитие независимости и исследовательского подхода к решению задач, лучшее понимание пространственных отношений, чем традиционные игрушки для девочек.

Таким образом, если девочка растет в условиях свободы от жесткого навязывания со стороны окружающих ее половой роли, то такое развитие способствует формированию способностей, традиционно приписываемых мужскому типу мышления.

Интересное исследование было проведено П. Селкоу, в ходе которого выявилась зависимость между половой ролью и математическими достижениями: взрослые испытуемые с мужским типом поведения справлялись с заданиями лучше, чем лица с феминизированным типом поведения. Эти данные согласуются с результатами других исследований, обнаруживающих, что женщины с мужскими чертами характера добиваются более высоких результатов в производстве, бизнесе, науке, чем женщины с традиционно женскими чертами, что демонстрирует отчетливую связь интеллектуальных и творческих способностей не столько с биологическим полом, сколько с теми личностными особенностями человека, которые обусловлены его полоролевой ориентацией.

Как показало исследование Л.М. Бетчолд и Э.Э. Вернер, женщины - университетские ученые отличаются от группы обычных женщин по тем самым параметрам, по которым они сближаются с преуспевающими университетскими учеными-мужчинами.

Следовательно, успех в науке или бизнесе для одаренной девушки, решившейся, получив образование и профессию, вступить в мужской мир, зависит от того, насколько ей удастся принять двойной стандарт ценностей - один для семейно-бытовых отношений, сохранить которые она может, только оставаясь женщиной, другой - для социальной жизни, где она вынуждена принимать мужские ориентации и систему ценностей.

Продолжение...

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Психология половых различий в развитии интеллектуальных способностей (часть 1)"

Вы не авторизованы.

Из предложенной статьи вовсе не следует, что полоспецифическое поведение есть следствие только воспитания. Я не утверждаю, что воспитание ни на что не влияет, как и не утверждаю, что все различия определены врождёнными факторами. Но я хочу сказать, что приведённые в статье примеры могут быть легко истолкованы и как следствие навязывания социальной роли (воспитание), и как следствие врожденных программ развития индивида. Например, феномен Исчезающей Одарённости может быть объяснен действием половых гормонов, выработка которых в организме начинается и постепенно усиливается еще ДО (иногода - задолго ДО) начала собственно полового созревания.
С уважением, Анатолий Протопопов
(http://www.chat.ru/~protopop/index.html)
2000-10-17, Анатолий Протопопов
Как ни странно, на моем жизненном пути встречалось больше действительно умных, одаренных женщин, чем мужчин (говорю не о зубрилах-отличницах). А встречать было где, я имею два высших образования. ИМХО - женщине гораздо труднее реализовать свои способности в дальнейшем. Встает выбор: или дети, или карьера. Женщины выбирают чаще первое. Не секрет, чтобы достичь успеха в любой области, нужно всего себя посвятить работе. Даже небольшой перерыв отбрасывает далеко назад и догнать ушедших вперед (мужчин) невозможно. Это я о беременности, родах, уходе за новорожденным. А дальше выбор: воспитание, общение с ребенком или наука, работа, требующая 25 часов в сутки.
2002-11-21, Natalia
Очень интересно!
Однако, <Таким образом, если девочка растет в условиях свободы от жесткого навязывания со стороны окружающих ее половой роли, то такое развитие способствует формированию способностей, традиционно приписываемых мужскому типу мышления> что же является этим самым жестким навязыванием?
И еще, а какие именно <игрушки и игры для мальчиков, которые в большей степени поощряют развитие независимости и исследовательского подхода к решению задач, лучшее понимание пространственных отношений, чем традиционные игрушки для девочек>?

Огромное спасибо автору статьи!
2000-11-03, JulZ
Моей Маше еще нет пяти лет. Она проктически не играет в куклы, ей больше нравится общество мальчиков.Ее любимый мультик "Подвиги Тисея". С самого рождения она предпочитала игры мальчиков - кубики, головоломки, ролевые игры в рыцарей и др. защитников слабых. Я всегда пыталась как-то переориентировать ее на игры в куклы, переодевание в принцес,книжки о принцессах.
Мне так хочется, чтобы она стала
играть в куклы и наряжалась в платья.
Может она перерастет и станет более женственной?
2006-01-30, мама девочки
Я давно об этом думала. Да, противостоять тому, что навязывают с детства, нелегко. Постараюсь воспитать свою дочь немного по-другому.
Только мне не очень понятен последний вывод - почему, для того, чтоб иметь семейно-бытовые отнашения, надо жить по двойному стандарту? Мне все таки кажется, что возможно быть собой и в семейной жизни.... Во всяком случае я попытаюсь (во втором браке)
2000-10-18, Пума
«Исследовательское поведение развивается в условиях свободы от оценки, ответственности и внешне стимулируемой деятельности.»
Напишу крупными буквами над письменным столом. Для мужа/няни. Спасибо :).

2000-10-13, Баба Нюра
Для меня это скорее свобода от необходимости соответствовать ожиданиям. "Оценка"- это хорошо или плохо. А "мы вовсе не о том просили" - это для меня чуть другое. Результат самоценен.
2000-10-13, Баба Нюра
Поделитесь:

13.10.2000
Обновлено 27.08.2019
Статья дня
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Близкие по теме статьи
Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг
Начальная школа: почему мальчики учатся хуже? Так устроен мозг
Развитие мозга у мальчиков и девочек: чем отличается и что делать
Развитие и обучение ребенка: лучшие книги для родителей. Обзор
Развитие и обучение ребенка: лучшие книги для родителей. Обзор
Что полезно прочитать родителям о развитии и обучении детей?
С кем предпочитает играть ваш ребенок?
С кем предпочитает играть ваш ребенок?
Кого ваш ребенок выбирает в качестве партнера для игр? А вы задумывались, почему именно на этого мальчика или девочку пал его выбор?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!