Вместо предисловия
В "Толковом словаре" Ожегова слово "азбука" трактуется как "то же, что и букварь — книжка для первоначального обучения грамоте". В переносном значении азбукой мы называем "основные, простейшие начала какой-нибудь науки, дела". Поэтому сразу оговорюсь — в этом смысле никакой Азбуки грудного вскармливания быть не может. Природа позаботилась обо всем, что связано с рождением человека: беременность, роды, кормление грудью — это три составляющие единого целого. "Обучающие программы" заложены в каждой женщине на уровне инстинкта, рефлекса, чего-то еще, что трудно описать словами — просто надо научиться ими пользоваться.
Именно поэтому вопросы "а вдруг у меня не будет молока?", "кормить или не кормить грудью?" или утверждение "у меня не получится" несколько абстрактны. В грудной железе каждой беременной женщины вырабатывается молоко. Оно есть у всех. Как может не получаться то, что запрограммировано изначально: есть грудь, эндокринные железы, вырабатывающие гормоны, "разработан" специальный механизм выработки молока на каждом этапе жизни (первые часы, дни, недели) новорожденного — одним словом, все в женском организме устроено естественно. Разве можно "рожать или не рожать"? Или "остановить" беременность на восьмом месяце, решив, что "я устала" или "у меня не получается"? На псевдосовременный аргумент: "У меня нет молока, потому его ни у кого нет", посмотрите по-другому: "У меня молоко есть, потому что оно есть у всех молодых мам".
Если все так просто и естественно, то почему могут возникнуть трудности при кормлении грудью? Во-первых, они возникают далеко не у всех. Во-вторых, любое новое дело требует некоторой сноровки и применения на практике. В "Азбуке" подробно описываются многочисленные "технические моменты", с которыми, повторю, вы никогда можете и не столкнуться.
В-третьих, жизнь динамична и многообразна: меняются обстоятельства, значит, нужно искать новые решения новых ситуаций. Одно дело, если вы сидите с малышом дома, у вас есть муж, няня, бабушка — все вместе они помогут справиться с остальными хлопотами, чтобы вы спокойно занимались с младенцем, в том числе, и кормили бы его грудью. И совсем другая ситуация, когда мама, высунув язык, должна бежать на работу через месяц после родов...
Львиную долю написанного вам читать не придется, ибо вы и так это отлично знаете. Какие-то "буквы" Азбуки, возможно, развеют ваши сомнения, подтвердят догадки, вооружат знаниями, в которых, как известно, сила. Я уверена, что самое главное передается от человека к человеку в непосредственном общении — книги, журналы, заочные курсы, видеокассеты могут считаться только "посредниками", но ни в какой мере не заменяют общение между людьми, живую речь. Большой объем этого материала определен еще и задачей такого непосредственного общения (не знаю, насколько мне это удастся).
Предлагаемый сегодня материал можно считать лишь первой частью — процесс "написания" Азбуки грудного вскармливания продолжается.
А — альтернатива грудному вскармливанию: есть или нет?
Правильно ответить на этот (не такой простой, как кажется на первый взгляд) вопрос каждая мама должна сама. Меньше всего мне хотелось агитировать за грудное вскармливание или каким-то образом "указывать на ошибки" тем, кто кормит малышей искусственными смесями из бутылочки. Раз так получилось, значит, наверняка у вас были серьезные причины и обстоятельства для принятия такого решения...
В Западной Европе в последние несколько лет термин "заменители женского молока" не используются: для названия искусственного питания (не прикорма!) применяется словосочетание "молочная смесь". После многолетних дискуссий Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) добилась такого положения дел. Потому что термин "заменители женского молока" — неточный: в прямом смысле слова ничто не может заменить грудное молоко. Да, химическая и пищевая промышленность не стоят на месте, создаются молочные смеси, все более адаптированные и приближенные по составу к женскому молоку. Но! Специалисты уверены, что в ближайшее столетие искусственно синтезировать аналог женскому молоку не удастся. Все дело в непреодолимом биологическом барьере — в биологической активности грудного молока, создать которую нельзя. Как сказала моя подруга, природа умеет хранить свои тайны...
Казалось бы, все просто: состав женского молока известен, буквально "разложен по полочкам" — столько-то жиров, белков, углеводов, такие-то витамины, аминокислоты, минеральные вещества. "Насыпь" в баночку всего побольше да отличного качества — вот тебе и "женское" молоко... Но, оказывается, как витамины-углеводы "вошли" в организм, так из него и "вышли". Да, ребенок не останется голодным, если кормить его искусственным питанием, но нужно понимать: это происходит за счет более напряженных усилий организма (переваривание, выделение "отходов" и т.д.). Состав грудного же молока постоянно меняется, оно умеет "подстраиваться" под изменение обстоятельств: ребенок появился на свет в той или иной климатической зоне; малыш родился недоношенным или, наоборот, с крупным весом; ребенок заболел или потратил больше энергии, чем обычно; изменилось время года и т.д. — состав грудного молока будет разным. "Перестраивать" каждый раз состав даже самой замечательной искусственной смеси не представляется возможным! В этом смысле альтернативы женскому молоку нет. Разумеется, вместо грудного молока малыш может кушать что-то другое — искусственные молочные смеси, овощные и фруктовые пюре, кефир, творог и т.д. Это тема отдельного разговора.
Кстати, про название, "заменители женского молока", "молочные смеси" и т.д. В нашей стране тоже произошли определенные сдвиги — наверное, вы заметили, что на каждой упаковке детского питания стоит надпись: "Материнское молоко — лучшее питание для младенца".
Все, о чем сказано выше, связано с физиологической стороной. Но есть еще множество других важных моментов. И это не только "банальная" эмоциональная связь мамы с младенцем. Мне хочется поделиться с вами мнением двух замечательных людей, которые на меня произвели впечатление своим виденьем тех ракурсов грудного вскармливания, на которые не принято обращать большого внимания.
Вилен Гарбузов, детский психотерапевт, профессор (Санкт-Петербург): "Значение прикладывания к материнской груди настолько глубоко, велико и разнообразно, что сам факт питания грудным молоком, как бы оно полезно не было, остается второстепенным. Сосание материнской груди — древнейший естественный, природный ритмический акт. Протоки женского соска сужаются или расширяются в зависимости от индивидуальности, темперамента и потребности конкретного ребенка. Этот ритм способствует формированию у малыша альфа-ритма мозга, влияет на его умственное созревание. Соска от бутылочки с молоком в этом смысле противоестественна. Отверстие в соске большое — малыш захлебывается, узкое — он мучается, с трудом добывая свою пищу. Ритмичность извращена, не индивидуальна. ... В любом случае молоко из бутылочки — это всегда только питание. Молоко из груди — величайшая материнская ласка. Материнская грудь — то, что принадлежит только ребенку, не может быть ничем заменено, оставляет отпечаток на всю жизнь".
Дональдс Вудс Винникот, крупнейший английский детский психиатр и психоаналитик, из книги "Маленькие дети и их матери":
"Я не особенно усердствую с рекомендацией кормить грудью. Хотя я надеюсь, что общая направленность того, что я год за годом говорю по этому поводу, приводит именно к этому эффекту — просто потому, что это естественно, а то, что естественно, имеет под собой прочную основу...
Не приходится сомневаться, что значительное число людей в современном мире благополучно выросли и без опыта грудного вскармливания. Это значит, что у младенца есть и другие возможности испытывать физическую близость с матерью. Однако, если вас интересует мое мнение, то я сожалею о каждом случае, когда мать не могла кормить ребенка грудью, просто потому, что считаю: мать или ребенок, или же, и мать, и ребенок, что-то теряют, не пережив этого опыта. Я говорю не только о болезни и психических расстройствах; речь идет о богатстве личности, о силе характера, о способности испытывать счастье, так же как о способности восставать и бунтовать. Похоже, истинная сила заключается в прямой связи с естественным развитием индивидуума, к этому-то мы как раз и стремимся. На мой взгляд, психическое здоровье индивидуума с самых первых дней закладывается его матерью... Вскармливание грудью, конечно, является неотъемлемой стороной большой проблемы удачного начала.
...Напомню: все мелочи взаимоотношений между матерью и ребенком в самом начале их общения значимы и ничуть не утрачивают значения оттого, что кажутся само собой разумеющимися. Таким образом, я подхожу к утверждению ценности вскармливания грудью, отправляясь от мысли, что вскармливание грудью не является абсолютно необходимым, особенно для матерей, имеющих с этим личные трудности. Но едва ли кто-то возразит, если я скажу: полнота опыта, переживаемого в момент естественного кормления, безмерна. Ребенок бодрствует, оживлен, вся его зарождающая личность целиком вовлечена в процесс. Большая часть бодрствования у младенца на первых порах связана с процессом кормления...
Наряду с переживаниями ребенка, более богатыми при кормлении грудью, а не из бутылки, вспомним о том, что чувствует и испытывает во время кормления сама мать. Едва ли можно описать чувство достижения, которое может испытать мать, когда собственная физиология, на первых порах приводившая ее в некоторое замешательство, вдруг обретает смысл... Чувство материнского удовлетворения носит особый характер в том случае, если женщина предоставляет ребенку часть самой себя. Чувства матери соединяются в ней с опытом собственного младенчества, а этот совокупный опыт уходит в глубь времен, когда род homo только выделился из класса млекопитающих ...".
Ольга Попова
При составлении материала использована книга Ф.Сэвидж Кинг "Помощь матерям в кормлении грудью" (документ ВОЗ WHO/CDR 95.8), сборник "Консультирование по грудному вскармливанию: курс обучения" (документ ВОЗ WHO/CDR 93.5 и ЮНИСЕФ UNICEF/NUT 93.3)