(как знакомить малыша с историей изобразительного искусства)
Содержание
- Введение
- Ступенька первая. Домашний музей
- Ступенька вторая. Слайд-шоу
- Ступенька третья. Поиграем!
- Ступенька четвертая. Тематическое творчество
- Ступенька пятая. Отправляемся в путешествие
- Ступенька шестая, последняя. И мы в музее
Приведу лишь три примера:
- Для изучения архитектуры самая благодарная игра - конструирование. Из любого конструктора можно соорудить арку - не обязательно полукруглую - квадратную, стрельчатую, ступенчатую. Из нескольких арок получается аркада. Еще проще построить колонну (и колоннаду). Вместо банального домика у вас выстроится Парфенон или римский акведук. Вот тут-то и пригодится картинка с изображением настоящего памятника. А вы ведь ничего вовсе и не изучали - играли просто, строили...
- Игры с куклами, игрушечными человечками дают массу возможностей для изучения библейских или мифологических сюжетов. Перчаточная кукла Маша, приобретенная с целью показа сказки "Маша и медведь", становилась в нашем "вертепе" и Девой Марией (с младенцем), и Марией Магдалиной, и Юдифью (если ей дать меч), и Флорой (если украсить ее цветами). А потом смотрели и на настоящую Мадонну...
- Мальчишки любят играть в военные игры - с солдатиками, саблями, луками и пистолетами. Простор для знакомства с историческими и батальными картинами практически бескрайний! Здесь же можно показать, к примеру, и иллюстрации к греческим мифам и русским былинам. В "программу" можно включить и знакомство с архитектурой древних крепостей, средневековых замков и бастионов, историей военного костюма и снаряжения. Старинные мечи, сабли и пушки - тоже нередко замечательные произведения прикладного искусства. А затем - поход, ну скажем, в Оружейную палату.
Есть у нас в репертуаре еще и специальные игры - с репродукциями и открытками. Перед началом очередного занятия мы устраиваем пятиминутную "угадай-ку". Скажем, такую:
- вот вам пять изображений "Чуда святого Георгия". Ну-ка угадайте, где тут картина, а где икона...
или
- на этих картинах изображены античные боги. А вот планеты с такими же названиями (картинка). Давайте-ка найдем, какая планета именем какого бога названа.
или уж совсем просто:
- здесь есть портреты, пейзажи и натюрморты. Пусть Таня найдет все портреты, Аня все пейзажи, а Ваня - все натюрморты. Кто первым справится - выиграл.
Таких игр можно придумать сколько угодно!
И еще одна игра - "Галерея". На мольбертах развешиваю большие репродукции (5-6) по тематике занятия (дома это можно делать на стенах). Самого усидчивого из детей сажаю на стульчик рядом с мольбертами. Это - "смотритель". Он следит, чтобы никто не шумел, не бегал и не трогал "экспонаты" руками. Теперь мы тихо проходим по "залу" и смотрим на "картины". Я рассказываю - дети слушают. Так мы готовимся к главному, к тому, что впереди, - посещению МУЗЕЯ.
Лера Белоцерковская, преподаватель истории изобразительного искусства, эстетического воспитания и художественного творчества, iouri@bues.ru.