Содержание
- Введение
- Ступенька первая. Домашний музей
- Ступенька вторая. Слайд-шоу
- Ступенька третья. Поиграем!
- Ступенька четвертая. Тематическое творчество
- Ступенька пятая. Отправляемся в путешествие
- Ступенька шестая, последняя. И мы в музее
(как знакомить малыша с историей изобразительного искусства)
Музеи есть везде. Или хотя бы местные картинные галереи. Или хотя бы выставки работ местных мастеров. А если есть возможность посетить хороший музей, где есть настоящие шедевры - это просто большая удача! Вопреки сложившемуся у нас мнению, что дошкольнику в музей рано (так, кстати, искренне считают почти все смотрительницы музейных залов), на Западе детей начинают вывозить туда с младенческого возраста. А 4-5-летки уже чинно ходят группой от картины к картине или, удобно расположившись на полу перед экспонатами, внимательно слушают учителя-экскурсовода (сама видела такие группы в Париже, в музее Модерн Арт, где малыши на полном серьезе изучали Матисса, Шагала, Миро).Итак, если вы собрались в музей:
- по возможности, заранее подготовьте ребенка. (Я писала выше об игре в "галерею"). Трехлетке вполне можно растолковать три музейных "НЕ": НЕ кричать, НЕ бегать, НЕ трогать руками. Заранее выберите залы, которые будете смотреть. Пусть хотя бы какие-то экспонаты будут ему знакомы. Радость узнавания украсит вашу экскурсию;
- начните с малого. Свозите сперва на небольшую выставку, где экспонатов немного и они легко воспринимаются детьми (народная игрушка, детский рисунок, живопись или графика сказочной тематики, скульптура - обычно очень нравится самым маленьким);
- не планируйте долгое пребывание в музее. Годовалому хватит и 15-20 минут. Хорошо подготовленный 2-3-х летний малыш может ходить и смотреть гораздо дольше, а если папа посадит на шею - сколько угодно! (Мы с двухлетним сыном как-то два часа бродили по Музею изящных искусств (имени Пушкина) и никак не могли уйти);
- не забудьте до входа в залы напоить (а возможно и слегка подкормить) малыша и сводить его в туалет. Эти мелочи могут сильно отравить пребывание в музее;
- не стоит брать маленького ребенка на "взрослую" экскурсию - для него это скучно и долго. (Однажды в Петергофском дворце трехлетняя "экскурсантка" криками и визгом отравила осмотр довольно большой группе туристов);
- не навязывайте ребенку свой маршрут. Пусть смотрит то, что ему нравится. Можно незаметно направить его к полюбившейся вам картине, но не настаивайте, если он не хочет. Папа может оказать неоценимую услугу в таком походе: практика показала, что малыша приходится часто поднимать на руки - с высоты его роста многих экспонатов просто не видно;
- при первых признаках усталости (нытье, беготня, присаживание на все скамейки) - уводите немедленно. Любая задержка в таком случае испортит впечатление;
- если средства позволяют, купите вместе с ребенком открытку, репродукцию, книжку с изображением увиденных в музее произведений. Хорошо дать возможность малышу выбрать открытки самому. Пусть даже везет их домой - в руках или в своем рюкзаке. А если вы обзаведетесь "альбомом-музеем", пусть сам вставит туда новые открытки. Это и радость, и память о поездке.
Так совершится первое восхождение - к порогу, за которым вы попадете в огромный и восхитительно прекрасный мир, где рукотворные чудеса будут встречаться на каждом шагу, и куда вы нежно и осторожно поведете своего сына или дочку. И, возможно, тоже откроете для себя на этой дороге ничуть не меньше неожиданного и интересного, чем ваши дети. Счастливого вам пути!
Лера Белоцерковская, преподаватель истории изобразительного искусства, эстетического воспитания и художественного творчества, iouri@bues.ru.