Обучение чтению. Обзор некоторых компьютерных программ (часть 2)

Возможно, я бы никогда не взялась за продолжение статьи, если бы я не нашла две абсолютно новые, куда более интересные программы. Они позволяют реализовать сразу две популярные идеи: слоговое чтение и чтение через письмо.

Полезность: 4,4 из 5 Интересность: 3,9 из 5 (58 оценок)

Часть 1 можно прочитать здесь

Возможно, я бы никогда не взялась за продолжение статьи, если бы я не нашла две абсолютно новые, куда более интересные программы. Они позволяют реализовать сразу две популярные идеи: слоговое чтение и чтение через письмо.

Первая, так же, как и одна из тех, что я описывала ранее, называется "Веселая Азбука". Локализована фирмой "Руссобит" совсем недавно - 04.11.2000. Это настоящий почти полностью интерактивный мультфильм: Папа Заяц подарил зайчишке его первую книгу - "Веселую Азбуку". Но ветерок-озорник закружил, завертел книгу и рассыпал буквы по всему лесу. Непростая задача предстоит Зайчонку - вернуть все буквы обратно в азбуку.

Рисунки, на мой взгляд, могли бы быть посимпатичней, окружение продуманней, задания поразнообразней, но в остальном программа сильно выигрывает перед предыдущими:

  1. Называются не названия букв, а звуки им соответствующие
  2. Большое внимание уделяется фонетике. Для каждого звука демонстрируется большое количество слов, в которых присутствует данный звук.
  3. Непосредственно от первых звуков сразу идет переход к слогам и словам.
  4. Реализована возможность быстрого доступа сразу на любой уровень программы.

Существенным недостатком программы является то, что она занимает на диске 300 Mb и требует P200, 32 Mb RAM. К счастью, и на нашем стареньком P166, 64 Mb RAM, она тоже работает.

Уровень программы определяется количеством изученных букв. Вход сразу на нужный уровень осуществляется через меню "Азбука". Буквы вводятся следующими группами: а-у-м /     р-п-ш /      в-л /     о-ы /      с-д /      т-х-к-э /      б-ж-з-и /     г-й-е-ё/     щ-ю /     ц-ф-ь-ъ /     н /     ч /     я.

Каждую группу Зайчишка вместе со своим учителем - Филином находят в новом месте. Лес, болото, дом лесника, река, озеро. По дороге путники встречают большое количество персонажей. На каждом новом экране, пощелкав мышкой в разных местах, можно обнаружить много неожиданностей: из грибка вылезает червячок, ворона каркает, медведь рычит, жабы квакают, обезьянка срывает и съедает банан. Иногда бурная фантазия авторов даже превосходит некоторые разумные пределы: лесную поляну пересекает танк, по реке плывет подводная лодка, а в траве открывается бункер с ракетами.

Далеко не всегда картинки привязаны к логике сюжета, но в целом они, безусловно, оживляют действие. Иногда Филин, на мой взгляд, слишком зануден. Вот, например, какую лекцию он читает зайчишке на одном из первых уровней:
"Сейчас, мой юный друг, я немного расскажу тебе о звуках и буквах. Мы говорим с помощью звуков. Звуки мы слышим и произносим. Каждый звук имеет свою букву или даже несколько букв. Буквы мы пишем и видим. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно петь, тянуть. Звук А - гласный. Вот послушай: А-а-а-а-а. У звука "А" есть своя буква - А (подсвечивается). С буквы и звука А начинаются такие слова как: а-а-арбуз (арбуз улыбается), а-а-аист (пролетает мимо), а-а-апельсин (выкатывается), а-а-автобус (выезжает)"



Программа рекомендуется с пяти лет, но даже моя трехлетняя дочь выдерживает подобные монологи довольно стойко, хотя пока Филин говорит, мышка "не работает" и остается только слушать.

По ходу дела Филин рассказывает также про большие и маленькие буквы, гласные и согласные, глухие и звонкие. Про слова, речь, предложения. Для каждой новой буквы он не только называет звук, но объясняет согласный он или гласный, звонкий или глухой, приводит примеры:
"Звук М может быть твердым или мягким. В слове <мак>, он твердый. Вот послушай: м-м-мак, м-м-мак. А в слове "мёд", мягкий: м-м-мёд, м-м-мёд".

Возможно, столь подробный экскурс в грамматику и сложен для моего 3-летнего ребенка, и даже излишен, на столь раннем этапе обучения чтению, но интерес не теряется, это главное.

Периодически разные персонажи дают ребенку задания:

  • "Чтобы взять букву А с собой, щелкни на ней мышкой"
  • "Найди слово, начинающееся на звук П"
  • "Выбери букву, на которую начинается слово "удочка""
Однако, к сожалению, таких заданий маловато.

Кстати, я переживала, что при столь интересной подаче, моя, не разбалованная новейшими технологиями дочь, не захочет вылезать из-за компьютера. Однако, к счастью, ее хватает максимум на 10-15 минут в день. Эти 15 минут она сидит за программой с огромным интересом, проходит примерно 2-3 уровня, а потом совершенно спокойно сама выходит из-за компьютера и в следующий раз просит "поиграть с зайчиком" только на следующий день.

Каждая группа букв заканчивается упражнениями. Слоги и слова с изученными буквами подсвечиваются и читаются диктором. Ребенок повторяет. Моя упрямая девица - повторяет. В первый раз. Сколько я билась с таблицами и кубиками Зайцева - слушала, но молчала. Делала по такому же принципу презентации в Power Point - молчала. А теперь, начала повторять. Наконец то!

Упражнения без изысков. Напоминают школьный букварь. Пример упражнений после второй группы букв:

ам   ар   ма   ра
ум   ур   му   ру
ра-ма   Му-ра
ма-ма   Ма-ра

ма   ра   ша
му   ру   шу
Шу-ра   Ма-ша
Му-ра   Ма-ра

Есть и несколько заданий на ловкость, не всегда имеющих отношение к азбуке. Надо перепрыгнуть по кочкам на другую сторону озера. Поймать все грибы которые бросают то ворона, то белка. Ловить пузыри, в которых только названные буквы.

Для тех, кто, как я, застрянет на болоте щелкая мышкой во всех углах и перебирая все клавиши сообщаю, что чтобы началось хоть какое-нибудь движение и заяц сделал прыжок, надо нажимать пробел.

Вот, собственно, и все, что я бы хотела рассказать про "Веселую Азбуку". Если наши программисты будут и дальше двигаться такими удачными шагами, то скоро мы получим совершенную полностью интерактивную программу по обучению чтению.

Вторая программа, казалось бы, не имеет прямого отношения к чтению. Но это не совсем так. Все дело в том, что ряд педагогов-методистов советуют идти к чтению через письмо, и даже, пока ребенок еще не может научиться писать рукой, через освоение машинописи. В процессе дискуссии по поводу моей предыдущей статьи, мы пришли к выводу, что неплохо бы было сделать игрушку-тренажер по обучению ребенка машинописи.

Я вспомнила тогда только один подходящий тренажер (TREN), в котором буквы падают сверху, как бомбы, и надо успеть их сбить соответствующими клавишами до того, как они упадут. От всех остальных он выгодно отличался тем, что сделан в сугубо игровой форме. Нудный набор текста, характерный для других тренажеров, вряд ли заинтересует ребенка. К сожалению, этот тренажер был разработан еще под ДОС. И на современных машинах работает чересчур быстро. Буквы так мелькают, что их невозможно разглядеть. Кроме того, тренажер этот взрослый. Никакой красивой оболочки, все достаточно мелко.

И какова же была моя радость, когда я нашла то, что мне нужно среди современных программ. Это другая программа, но она реализует аналогичный игровой подход. Причем предназначена непосредственно для детей!

Учись Печатать по-русски с героями Диснея (Adventure in Typing). Локализована фирмой Фаргус 20-Sep-2000

Описание диска от авторов:
"Фирма Фаргус продолжает выпуск серии замечательных детских обучающих игр студии Диснея. Скажите честно, многие ли из вас, владельцев компьютеров, печатают на нем иначе, чем двумя пальцами? Скорей всего, немногие. А с помощью этой игры ваш ребенок (да и не только ребенок) может легко научиться печатать как настоящий профессионал. И в этом ему помогут герои любимых мультфильмов Диснея. Игра рекомендуется детям от 5 лет".

Это очень красивая программа. Замечательная мультипликация. Пять уровней сложности, каждый раз - новая игра. После прохождения уровня в первый раз можно вернуться на него в любое время. Опишу только первый: Надо помочь герою справиться с жучками. Жучки высовываются из норок. У каждого на спине буква. Жалко, что буквы все-таки немного мелковаты, но в целом все хорошо. Норки расположены так же, как клавиши на клавиатуре. Жучки тоже высовываются в нужном месте. Чтобы сбить жучка надо нажать клавишу, соответствующую букве на его спине. Местонахождение нужной клавиши вслепую в начале можно определить, ориентируясь по тому, где появился жучок, а со временем - тактильно, работая определенным пальчиком. Начинается все с четырех клавиш и ничем не отличается от обычных стрелялок. Надо только следить за постановкой рук.

Со временем подключаются все новые клавиши-жучки. В результате - слепой, десятипальцевый метод и приличная скорость машинописи. Если ребенок играет в игры типа Blocks и Lines, то почему бы ему не посбивать жучков, не побегать от гиен или не помочь героям набрать воду в водокачке. Мне теперь только бомбочек не хватает для счастья - в этой программе пять игр, но такой нет. А идея очень удачная.

Маша, pilgrim@aha.ru.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Обучение чтению. Обзор некоторых компьютерных программ (часть 2)"

Вы не авторизованы.

Ты про обучение машинописи? Вопрос сложнее, чем кажется :)

Имхо, машинопись все-таки для детей постарше. Не зря рекомендации на диске - с пяти лет. Более того, Ксюха (3 года) вообще в компьютерных играх человек еще не искушенный. Даже мышкой как следует управлять не умеет. Мы и не стремимся особенно форсировать и ее этому учить. Вполне достаточно этих 10-15 минут в день. Еще лучше, не каждый день.

Ну и, конечно, возникают объективные проблемы. Во-первых еще пальчики непослушные, особенно мизинцы. Во-вторых позицию не держит. Надо все время сидеть и контролировать. Обычно учат держать руки так, как будто внутри мячик. Вот я в роли этого мячика свои руки держу. У самой Ксюхи не получается и позицию держать и пальцы на нужном месте. Правда правильный удар удалось выработать более-менее. В-третьих память абстрактная еще очень слабовата. Никак не может запомнить под каким пальцем какая у нее клавиша. Смотрит, ищет, всякий раз. Я, честно говоря, не помню как это было у меня. Вот если бы я была человеком неискушенным, я бы хотя-бы оценила свои ощущения и сравнила их с ее. А так я прошла за пару часов все уровни не очень напрягаясь и все. В-четвертых все происходит достаточно медленно, а все это время ребенок вынужден пристально смотреть на экран, мне это не очень нравится.

Короче, ей то интересно, она не хочет прекращать, но я стараюсь ограничивать по максимуму. Все таки компьютер вреден для зрения. Имхо, даже года в четыре все получится значительно легче.


2000-12-01, Маша
Привет.
Ну вот я так и подумал, штука хорошая но малышу рановато. Тут он учится не буквам(хотя конечно и им), а скажем так расположению иероглифов на иерогл(е?и?а)фической(тут мне не выговорить и не выписать слово) доске. Что может быть полезно но не ко времени. Тем паче ручка еще маленькая, а переучивать (вредо/благо) приобретенный навык тяжело. Поэтому для меня нет речи о слепом печатании. Ну поиграть в принципе можно.
А Вот что нибудь по проще.
Штука такая. Из словаря пишеться на экране слово. Ребенок должен его повторить набрав на клавиатуре. Набрал правильно получается Картинка, можно даже слово озвучить. Это называется игра с призами(картинками, и звуком).
Я тут прочитал про положительное закрепление -это как раз от туда.
Но вот руки короткие, все не доходят.(или ходят медленно? или недалеко).
Вот такое бы можно рассматривать как обучение чтению через письмо.
Ну вот и все пока.
Михаил.
2000-12-04, Гагин Михаил
Привет Мария, я понял про перестановочки, да хорошо, но престановка уже для зрелого интелекта, если случайно нажимать буквы(как это делает маленький ребенок), то к результату можно идти долго, хотя если ребенку понятен смысл игры то подберет. Ну для 3х лет пожалуй сойдет. Кстати я не знаю что такое флаш, и использую обычные программы типа Дельфи и паскаля.
Но мне больше привлекают тематические и познавательные аспекты. Халат салат - хорошо. Звуковой ассоциативный ряд, может из ребенка и поэт получится( даже замечательно). Но лучше разделить эти подборки по темам: как в Зайцевских альбомах, или Домановских наборах карт.
Тут умение группировать по определенному признаку. Те все круглое, все теплое, все соленое или все что есть у человека. Ну короче общий признак темы.
Ну вообщем чего тут воздух сотрясать, пойду искать библиотеку чтения графических форматов.
Пока Михаил
2000-12-05, Гагин Михаил
А мы с сыном (2года 9 мес) с превеликим удовольствием играем в «День спящего дракона» и «Дракончик Гоша спасает черепах» (www.buka.ru) , в играх (рекомендованных для возраста от 4 до 7 лет) ознакомление со счетом, азбукой, тренируется логика, довольно доходчиво и увлекательно. Особенно Ване нравится сортировать букашек (принцип каждый раз меняется: по цвету, по наличию/отсутствию ножек-крылышек), собирать предметы в вагончики-буквы, печь с дядей Бубликом пироги. Да практически все задания выполняет с удовольствием. Правда, буквы тут мало называются, больше упор на счет, но я и не ставлю цель научить сына читать как можно быстрее, пусть что запомнит, то и его. А игры эти – рекомендую! Интерактивны, вступления можно пропускать пробелом, по карте можно попадать в любое место игры, ребенок сам ориентируется, куда сначала пойти. А в первую очередь – ему просто весело.
2005-06-07, Екатерина
Так мы и играем :) Пока не очень активно, не особо рассчитывая на результат. Небольшие подвижки есть. Лет в 5 к этому еще вернемся, но уже на другом уровне.

Мне кажется разумным сразу приучать работать всеми пальцами. Пусть не вслепую, это успеется, но не одним-двумя, а десятью. Твой вариант интересен сам по себе, возможен и как дополнение, там, кстати, на следующем этапе набираются уже слова, надо успеть их набрать, чтобы наполнялась водокачка, но мне еще важно, чтобы ребенок не печатал одним пальцем. Иначе уйдет мелкая моторика. А я двух зайцев хочу убить :) Ксюха переносит свой навык в обычный ворд, это меня радует :)
2000-12-04, Маша
Я покупала на Лубянке в подземных переходах между книжным и детским миром. Там штук пять ларьков с дисками, в одном одну программу, в другом другую.

Но, думаю, можно поспрашивать в любых других местах, где торгуют компьютерными играми.
2000-12-02, Маша
Привет Маша.
Ты скажи а стрелялка то понравилась твоему ребенку?
А так статья хорошая просто добавить нечего.

С уважением Михаил
2000-11-30, Гагин Михаил
Поделитесь:

29.11.2000
Обновлено 14.12.2018
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Учимся читать по методике Монтессори: 5 игр со звуками
Учимся читать по методике Монтессори: 5 игр со звуками
Готовим ребенка к чтению: игры дома, на прогулке, в дороге
Как научить ребенка читать? 6 вопросов родителей
Как научить ребенка читать? 6 вопросов родителей
Учимся читать: лучший возраст и подходящая методика для обучения чтению
Учимся читать без азбуки: 13 проверенных способов и веселых игр
Учимся читать без азбуки: 13 проверенных способов и веселых игр
С чего начать обучение чтению? Как учить буквы? Какие книжки читать?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!