Государственная политика в области охраны прав детей (часть 4)

Несовершеннолетние дети, как и все граждане Российской Федерации, наделены личными и имущественными правами. Важным направлением работы в интересах детей является осуществление государственными и муниципальными органами деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Полезность: 4,9 из 5 Интересность: 4,2 из 5 (9 оценок)

Доклад
начальника Управления
социально-педагогической поддержки
и реабилитации детей

Несовершеннолетние дети, как и все граждане Российской Федерации, наделены личными и имущественными правами. Важным направлением работы в интересах детей является осуществление государственными и муниципальными органами деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. При этом необходимо помнить о том, что в такой защите нуждаются не только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, но в ряде ситуаций и дети, имеющие родителей, но нуждающиеся в помощи государства.

К основным личным (неимущественным) правам детей, требующим особого внимания органов опеки и попечительства, можно отнести право на воспитание в семье и на общение с родителями и близкими родственниками.

При рассмотрении споров о воспитании детей, о порядке встреч и участия в воспитании ребенка отдельно проживающим родителем органам опеки и попечительства необходимо в первую очередь принимать меры к внесудебному разрешению вопросов, а при неэффективности досудебных процедур - выступать в защиту прав и законных интересов ребенка.



Важным личным правом ребенка является право на имя, отчество и фамилию. Согласно действующему законодательству изменение фамилии ребенка в возрасте до 14 лет возможно только с согласия обоих родителей по разрешению органа опеки и попечительства. При этом обязательно должно быть учтено мнение самого ребенка и целесообразность таких изменений.

В последнее время много вопросов возникает при выезде несовершеннолетних граждан Российской Федерации за ее пределы. В случае, когда ребенок выезжает за границу с одним из родителей, согласие органов опеки и попечительства и другого родителя не требуется. Однако если ребенок выезжает самостоятельно, он должен иметь при себе нотариально заверенное разрешение родителей (законных представителей), а если он выезжает на срок более 3 месяцев - разрешение органов опеки и попечительства по месту жительства.

Такая редакция статьи 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" вызывает многочисленные вопросы и не совершенна при применении. В связи с этим Министерством подготовлен проект внесения изменений и дополнений, которым предлагается снять требование о необходимости получения разрешения на выезд несовершеннолетнего от органов опеки и попечительства.

Особое внимание необходимо обратить на выезд за пределы Российской Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях. Категорически не допускается выезд детей с целью знакомства с кандидатами в усыновители. Для организации поездок детей в каникулярное время иностранная или российская организация должна представить в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации комплект документов (копии учредительных документов, лицензии, рекомендательное письмо компетентного органа, заключение о возможности проведения программы отдыха на территории принимающей стороны) и заключить договор о сотрудничестве по организации отдыха.

При выезде ребенка для лечения необходимо представить заключение специалистов медицинского центра, которое организует лечение, о возможности приема ребенка, объеме проводимых процедур, порядке оплаты.

Если выезд детей за пределы Российской Федерации осуществляет организация по усыновлению, имеющая разрешение на работу в Российской Федерации, то ей также необходимо предоставлять все запрошенные документы и соблюдать установленные требования. При работе с такими организациями необходимо наблюдать за тем, чтобы на отдых выезжали все дети, находящиеся в учреждении, а не только те из них, кто в соответствии с законом подлежит усыновлению (в особенности международному). Такая практика (к сожалению, существующая сегодня в ряде регионов) будет пресекаться.

Важным направлением защиты неимущественных интересов подопечных детей является действующая система выплаты опекунам (попечителям) денежных средств на содержание подопечных детей.

В настоящее время денежные средства опекунам (попечителям), приемным родителям на содержание подопечных и приемных детей выплачиваются из местных бюджетов.

Действующим законодательством создан механизм, позволяющих наиболее полно учесть особенности каждого региона Российской Федерации при решении вопроса о размере выплачиваемых денежных средств. Денежные средства назначаются и выплачиваются органами местного самоуправления исходя из натуральных норм по фактическим ценам региона.

Однако в огромном количестве регионов, имеющих проблемы с финансированием, эти выплаты, как и выплаты приемным семьям, детским домам семейного типа, финансируют по остаточному принципу. В ряде субъектов Российской Федерации зафиксированы случаи принятия региональных законодательных актов, необоснованно ограничивающих размер выплачиваемых денежных средств, в зачастую опекуны (попечители) могут получить деньги только по исполнительным листам по решениям судов.

Учитывая, что размер денежных средств, выплачиваемых органами опеки и попечительства на одного ребенка в месяц значительно отличается (в зависимости от региона от 500 до 2800 рублей) и для обеспечения своевременной и в полном объеме выплаты денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям Министерство подготовило и направило в Министерство финансов Российской Федерации и Государственную Думу Российской Федерации предложения о введении базового уровня выплаты денежных средств из федерального бюджета (например, установить федеральный минимум, ниже которого размер выплат быть не может) с обязательным применением регионального коэффициента.

В соответствии с действующим законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет дополнительно пользуются льготами и гарантиями в области образования, здравоохранения, защиты имущественных прав и прав на жилое помещение.

Принятый в декабре 1996 года Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляет детям указанных категорий значительные возможности для реализации права на образования путем предоставления права внеконкурсного зачисления и выплаты полного государственного содержания на период обучения, выпускники учебных заведений получают специальное выпускное пособие.

Дополнительные гарантии права на труд и медицинское обслуживание также призваны защитить воспитанников и выпускников специализированных и образовательных учреждений. Однако практика применения Закона выявила необходимость внести в него определенные изменения и дополнения, направленные на еще большую защищенность граждан указанных категорий.

В течение 2001-2002 года Министерство подготовило, согласовало с другими министерствами и ведомствами и внесло в Правительство Российской Федерации законопроект о внесении изменений и дополнений в указанный и некоторые другие законодательные акты.

Согласно представленному законопроекту право на получение полного государственного обеспечения на период обучения предоставляется лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте старше 23 лет, если они до достижения 23-летнего возраста не завершили профессионального образования по очной форме. Льготы по внеконкурсному зачислению в учреждения профессионального образования для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, также предлагается распространить и на лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Для устранения разночтений и единообразия толкования действующих норм внесено уточнение, согласно которому льготы и дополнительные гарантии по социальной защите распространяются на всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от формы их устройства, т.е. воспитывающихся как в детских учреждениях, так и находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье.

Большая работа проведена для создания и закрепления механизма защиты имущественных прав и прав на жилое помещение. Практика работы показывает, что действующие законодательные и нормативные правовые акты, устанавливающие правила и порядок внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа не позволяют решить существующие в этой области проблемы.

Отсутствие единого механизма учета граждан указанных категорий, слабый контроль за процедурой предоставления жилья, финансовые трудности регионов приводят к тому, что на местах образуются очереди из граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом выпускники, не обеспеченные в срок жилым помещением, вынуждены жить в детских интернатных учреждениях, общежитиях, а зачастую и становиться лицами без определенного места жительства.

Оперативные данные, полученные из 48 регионов Российской Федерации, свидетельствуют о том, что более 26 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеют закрепленного жилого помещения. В таких субъектах Российской Федерации как Республика Башкортостан, Хабаровский край, Пермская и Челябинская области количество нуждающихся в обеспечении жилой площадью превышает 2,3 тысячи человек.

В целях совершенствования процедуры учета и предоставления жилых помещений нуждающимся в них лицам указанных категорий законопроектом предлагается внести следующие принципиальные изменения и дополнения.

Снять возрастное ограничение на обеспечение таких граждан жилой площадью по установленным социальным нормам.

Установить порядок единого централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их из числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья в пределах данного региона.

Для выпускников интернатных учреждений, продолжающих свое образование по очной форме, предусмотреть частичные льготы по оплате занимаемого ими жилого помещения.

В течение времени ожидания жилья органы исполнительной власти субъектов РФ должны принять меры к размещению указанных лиц в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в специально арендованных жилых помещениях.

В результате изменений, произошедших в последние 10-12 лет, несовершеннолетние все активнее становятся участниками имущественных отношений, что порождает необходимость организации эффективной работы по защите их имущественных, в том числе и жилищных прав.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, в особенности находящиеся в детских интернатных учреждениях или выехавшие к опекунам (попечителям) оказываются наиболее беззащитными, часто они становятся жертвами мошеннических операций с жилыми помещениями, в результате чего теряют и жилье и деньги и иногда здоровье и жизнь. Результатом отсутствия единого федерального закона является большое количество нарушений при проведении сделок, в том числе и с жилыми помещениями, которые полностью или частично принадлежат несовершеннолетним.

Аналогичная ситуация складывается и при управлении родителями имуществом своих несовершеннолетних детей. Согласно ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации в этом случае родители должны действовать по правилам, установленным гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного. Таким образом, при совершении родителями сделок движимым и недвижимым имуществом детей необходимо получать соответствующее разрешение органов опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Наиболее сложные или спорные случаи необходимо выносить на рассмотрение специальных комиссий по охране прав несовершеннолетних при органах опеки и попечительства. Такую комиссию должен возглавлять заместитель главы администрации муниципального образования по социальным вопросам, а к участию в ней необходимо привлекать лиц, обладающих наиболее полной информацией о конкретных детях и рассматриваемых ситуациях.

Не менее серьезной является проблема распоряжения законными представителями денежными средствами, принадлежащими их подопечным. До сих пор нет нормативных правовых документов, где была бы зафиксирована сумма, которую опекун (попечитель) может использовать на нужды подопечного без предварительного согласия органов опеки и попечительства. Сегодня при решении этого вопроса необходимо исходить из того, что без предварительного согласия органов опеки и попечительства на бытовые нужды допустимо использовать суммы, не превышающие одной - полутора тысяч рублей в месяц. При этом необходимо учитывать, получает ли законный представитель денежные средства на содержание ребенка.

После вступления в силу в январе 2002 года нового законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации, в Минобразование России поступают многочисленные обращения руководителей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащие информацию о сложной финансовой ситуации, в которой оказались эти учреждения.

Согласно федеральным законам от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ст. 24) от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. 18) с января 2002 года денежные средства, причитающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде пенсионных выплат, в полном объеме зачисляются на их личные счета в банковских учреждениях Российской Федерации.

Министерство образования Российской Федерации направило Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Государственную Думу Российской Федерации обращение о внесении в указанные законодательные акты изменений, согласно которым часть пенсии, назначенной к выплате ребенку, находящемуся на полном государственном обеспечении в соответствующем учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит перечислению на счет этого учреждения. Однако перспектива принятия такой нормы маловероятна.

Одновременно хочется обратить внимание на то, что органам опеки и попечительства необходимо осуществлять четкий контроль за своевременным назначением и перечислением на личные счета детей трудовых или государственных пенсий по случаю потери кормильца и алиментов.

Также необходимо контролировать своевременность предъявления опекунами (попечителями), приемными родителями, руководителями учреждений исков об истребовании алиментов.

Таков круг вопросов, которые по нашему мнению наиболее важны и которые мы хотели бы обсудить на нашем семинаре. Надеемся, что запланированные выступления участников позволят наиболее подробно осветить каждое из названных направлений, поделится опытом решения существующих вопросов, накопленным в регионах, обсудить проблемы и совместно выработать пути их наиболее эффективного решения.

Документ
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
А надо ли? Особенности пластики в 60+
Делать ли пластические операции в зрелом возрасте?
Оставить комментарий к статье "Государственная политика в области охраны прав детей (часть 4)"

Вы не авторизованы.

Спасибо за статью!

Хорошая работа которая помогла мне в моей учебе.
2004-12-03, Ольга
Поделитесь:

11.12.2002
Обновлено 15.03.2017
Близкие по теме статьи
Социальная поддержка семей с детьми. Часть 12. Формы устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Социальная поддержка семей с детьми. Часть 12. Формы устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Родительские права и обязанности. Юридические нюансы процедуры усыновления: социальная поддержка семей с приемными детьми. Существующие...
Государственная политика в области охраны прав детей (часть 1)
Государственная политика в области охраны прав детей (часть 1)
Все дети в возрасте до 18 лет обладают правами, изложенными в Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно статистическим данным в 2001 году в...
Государственная политика в области охраны прав детей (часть 2)
Государственная политика в области охраны прав детей (часть 2)
Семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!