Детские музыкальные инструменты
В 3-4 года большое значение в музыкальном развитии малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Это не просто копии настоящих музыкальных инструментов для развлечения. Детские музыкальные инструменты развивают слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребёнка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус.
В покупке таких инструментов надо тоже знать меру. Иногда родители покупают сразу много подобных инструментов. Малыш мечется от одного к другому, быстро устаёт от избытка впечатлений и, наконец, забрасывает в угол всё это звенящее, поющее, свистящее богатство, так и не научившись играть. Детские музыкальные инструменты следует осваивать поочерёдно. Пока ребёнок не научился играть на одном, не стоит давать ему следующий. И здесь, конечно, потребуется ваша помощь.
Подбор мелодии на слух
Такой подбор не только развивает музыкальный слух, не только доставляет ребёнку удовольствие, но и является первым важным шагом в обучении его игре на настоящем музыкальном инструменте. Начинайте с подбора самых простых песенок, считалочек, прибауток. Из двух-трёх и даже одной ноты: «Тра-та-та, тра-та-та, от-во-ряй-те во-ро-та». Сначала напойте песенку, а потом покажите малышу, как это звучит на том или ином детском музыкальном инструменте. Дети в этом возрасте обожают подражать, и ваши сын или дочка непременно постараются подобрать мелодию сами. Похвалите малыша. Поправьте, если он ошибся. Постепенно мелодии и песенки можно усложнять.
Играйте по нотам
Вспомните, как мучительно и почти безуспешно учили нас в общеобразовательной школе нотам. Между тем, при помощи несложной игры, ребёнок уже c трёх-четырёх лет за очень короткий срок может научиться играть по нотам. Как на детских музыкальных инструментах, так и на обычном пианино.
Начинайте с изучения 2-3-х нот и постепенно доведите количество используемых нот до одной октавы.
Объясните крохе, где пишутся ноты «до», «ре», «ми». На первой добавочной линейке, под первой, на первой. Лист с отчётливо написанными нотами пусть лежит на видном месте. Покажите, где играются эти ноты на пианино (можно игрушечном) или на другом детском музыкальном инструменте. Отчётливо напишите на нотных линеечках ноту «до» и попросите ребёнка сыграть эту ноту. Если он сделал это правильно, то получает одно очко и ваши аплодисменты, если неправильно — очко получаете вы. Игра до 3-5 очков. Не забывайте, что ребёнок должен чаще выигрывать, чем проигрывать. Хотя бы первое время.
Постепенно количество нот можно увеличить. Малыш получит особое удовольствие, если будет играть не набор нот, а известную ему песенку. Чуть позже можно ввести и ритмические обозначения: целые ноты, половинки, четверти. Наш опыт показывает, что для многих детей такая игра становится любимой, и они довольно быстро (от месяца до полугода занятий) начинают играть по нотам в пределах первой октавы.
Ноты можно изучать и отдельно, без музыкального инструмента. Вы отчётливо пишете на линеечках, предположим, ноту «до» и спрашиваете, какая эта нота. При правильном ответе очко получает ребёнок. При неправильном — вы. Но такая игра доставляет ребёнку меньше удовольствия и потому менее эффективна. Важное условие — равноправие в игре. Поэтому не забывайте время от времени меняться ролями: пусть спрашивает малыш, а отвечать будете вы.
Развитие слуха
Эта игра у 70-80 % детей (именно такой результат показали две группы 3-4 летних детей, с которыми мы занимались два раза в неделю) развивает абсолютный слух, при котором человек не просто слышит звук, а сразу точно может сказать, какая это нота — «до», «ми» или «соль». Такой вид слуха важен для профессиональных занятий музыкой, особенно при игре на струнных инструментах.
Для игры подходит любой клавишный инструмент или даже металлофон. Начинайте с трёх нот — «до», «ре», «ми» первой октавы. Попросите ребёнка отвернуться и нажмите одну из этих нот. Малыш нажимает по очереди все три ноты и говорит, какая нота, по его мнению, прозвучала. При этом обязательно называет её — «до», «ре» или «ми». Это делается для того, чтобы звук у ребёнка ассоциировался с названием ноты. В случае правильного ответа очко получает он, в случае неправильного — вы. Постепенно количество нот увеличивается. Игра продолжается до 3-5 очков. Не забывайте о смене ролей!
Спасти песню и танец
Проблема, без преувеличения стоит именно так, как сформулировано в заголовке — надо не столько научить детей петь и танцевать, сколько спасти в них песню и танец
Сначала о песне. Малыши — музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и обожают петь. Душа ребёнка чувствительна к песенной интонации, и нередко, как мы уже упоминали, дети начинают петь, «раньше, чем ходить». Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении всё яснее становится видна индивидуальность малыша. Часто дети разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон, либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся. Такую игру надо всячески поощрять.
Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, художественный вкус, память. И музыкальная, и «обычная». Ведь песня — это не только музыка, но ещё и стихи. Кроме того, раннее пение- путь к развитию музыкальности. Именно ручеёк хорошей песни рано или поздно приведёт вашего малыша к хорошей музыке. Как серьёзной, так и лёгкой.
Петь громко — не значит петь хорошо
Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребёнка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование длится до 12 лет. Таким образом, до 12 лет дети поют за счёт тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому маленьким нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Есть примеры, когда «сорвав» голос в раннем детстве, человек не может петь всю жизнь.
Решающее значение здесь, как и в любом воспитательном действии, имеет пример родителей. На экзамене в музыкальную школу пятилетняя девочка неожиданно начинает очень громко, с надрывом петь задушевную, лирическую песню. Девочка в этом не виновата. В таком исполнении она слышала песню от взрослых и подражает им. Иногда родители ругают малыша: «Что ты там мурлычешь под нос? Поёшь — так пой». И ребёнок привыкает к мысли, что петь громко — значит петь хорошо.
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С. В. Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки».
При совместном пении с малышом не заглушайте голос ребёнка. Пусть в этих песня малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте. Не высмеивайте и не ругайте ребёнка, если он поёт фальшиво.
Это важно. Ребёнок, особенно, маленький, не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Знаем девочку 12 лет, которая категорически отказывается петь только потому, что в возрасте 3-4 лет мама высмеяла её за фальшивое пение. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребёнка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучание музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.
Используйте куклы и рисунки
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно помогут доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребёнком песню «Зайка», где запев поётся медленно, а припев быстро в «прыгающем» ритме. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте пение песни ее движениями. Во время запева кукла движется также медленно, как и музыка, а во время припева прыгает. Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку, перед ребёнком лежит рисунок, изображающий Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж. Слушаете песенку о лете — любуетесь летним пейзажем. Разучиваете песенки о лошадях, петушке или лисе — рассматриваете изображения этих животных. Это помогает маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.
В игру «Кто первый запоёт?» хорошо играть вдвоём с братом, сестрой или другим ребёнком, пришедшим к вам в гости. Вы начинаете тихо играть мелодию известной детям песни. Или, если дома нет музыкального инструмента, поёте мелодию голосом без слов. Кто первый узнает песню, получают очко. Игра продолжается до 3-5 или более очков.
Можно играть в эту игру, даже если у ребёнка нет компании. Но тогда он должен узнать песню по первым пяти, шести или более нотам.
Другой вариант угадывания песни — по ритму. Вы стучите ребёнку ритм хорошо известной песни. Потом просите его сделать то же самое. И песню уже угадываете вы. Такие игры развивают чувство ритма.
Теперь о танце...
Малыши любят танцевать. Движения под музыку не только полезны для здоровья и помогают научиться координировать движения, но и развивают у детей музыкальность, чувство ритма и просто приносят радость. И. М. Сеченов писал о прямой связи, в которой находятся слуховые и мышечные ощущения. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы помочь крохе овладеть простейшими танцевальными движениями. Особенно это нужно детям, не посещающим детский сад.
Научите малыша кружиться под музыку, ритмично пристукивая каблучком в такт, другим простым движениям. Часто маленькие дети танцуют, не слушая музыку. Обратите их внимание на это. Объясните, что под музыку марша шагают бодро, делают резкие, уверенные движения. Под плавную мелодию совершают медленные, спокойные движения. Включайте музыку разного характера, и пусть малыши сами или вместе с вами под неё танцуют. Придумывая разнообразные движения. Вы увидите, насколько велики способности крохи к двигательной импровизации. Такой прием, кстати, активно применяется в Вальдорфских детских садах, использующих систему воспитания немецкого педагога Рудольфа Штайнера.
Очень хорошо, когда танцам малыша учит его старший брат или сестра. Не надо забывать один из важных принципов педагогики Марии Монтессори: «Дети обучают других детей лучше, чем взрослые».
Если есть возможность, пригласите друзей вашего ребёнка и устройте групповые танцы. В этом случае взрослый или ребёнок, умеющий танцевать, встаёт в центр круга, а все выполняют движения за ним.
Танцы и пение внесут в вашу жизнь и жизнь малыша улыбку и хорошее настроение. Наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового — то, чего не знали раньше.
Метод Шиничи Сузуки
Революция в музыкальном воспитании началась в Японии в конце шестидесятых, но докатилась до Европы, в том числе и до России только теперь, в начале 21 века. Идеологом этой бескровной революции был скрипач, педагог, философ Шиничи Сузуки. Уже тогда, в конце шестидесятых, он написал слова, прояснившие суть своей революционной гипотезы: «Музыкальность не врождённый талант, а способность, которая, как и каждая способность, может быть развита». И далее: «...любой ребёнок, обученный должным образом, может стать музыкальным. Это не сложнее, чем говорить на родном языке».
Впрочем, слова, не подкреплённые делами, остаются словами. Доктор Сузуки не только говорил. Он делал. Увидев, как дети легко овладевают в самом раннем детстве иностранными языками, он выдвинул предположение, что также легко они смогут научиться играть на любом музыкальном инструменте. А так как сам Сузуки был скрипачом, то решил попробовать с 2-3-х лет обучать детей игре на скрипке. Причём не индивидуально, а группами. При этом доктор Cузуки исходил из убеждения, что малыши в этом возрасте любят подражать, и, увидев, как играют более «взрослые» и более «опытные» скрипачи, будут тянуться за ними.
Это поразительно. В это трудно поверить. Такого никогда и нигде не было. Но у доктора Сузуки получилось. Уже через несколько лет занятий был создан ансамбль маленьких скрипачей. Сначала из десяти, а позже из двадцати и более малышей. Музыканты 4 и 5 лет на крошечных скрипочках чисто и синхронно играли концерты Вивальди, а также музыку, специально написанную для них самим учителем. Мы, к сожалению, не видели и не слышали этих уникальных скрипичных ансамблей, но доверяем свидетельствам тех, кто видел и слышал.
В чём суть метода Шиничи Сузуки? Приведём три основных положения. Доктор Сузуки верил (здесь и дальше пишем в прошедшем времени, так как замечательный педагог умер в 1998 году) в музыкальные способности любого человека. Он считал, что люди делятся не на музыкальных и немузыкальных, а на тех, кому развили музыкальность в раннем детстве и тех, кому эти способности не развили.
Доктор Сузуки любил детей. Любовь к детям входит в его метод как важная составляющая. Нам приходилось работать с самыми маленькими, и мы знаем, что любые самые правильные слова и действия при таких занятиях, не подкреплённые любовью к детям, обречены на провал. Малыши необычайно тонко чувствуют фальшь, неискренность в отношениях с ними. Для человека, не любящего детей, заниматься с крохами мучительно.
Важная часть метода доктора Сузуки — привлечение к работе родителей. Без привлечения пап и мам, то есть людей, которые больше других любят и знают своего ребёнка, метод не действует. Что должны были делать родители, доверившие обучать своих детей игре на скрипке Шиничи Сузуки? Достаточно много. Они посещали уроки. Они занимались дома с детьми. А некоторые даже сами учились игре на скрипке, чтобы передать свои знания детям.
Прошло более десяти лет со дня смерти доктора Сузуки, и сейчас можно с большой степенью вероятности утверждать, что в его методе очень многое было связано, как это бывает нередко, с личностью учителя. Мало изучить его метод. Занятия с самыми маленькими — сложная и хрупкая сфера, требующая большой деликатности и терпения. Поэтому личность учителя при попытках идти по пути Сузуки, имеет если не определяющее, то очень большое значение. Уникальность гения, несмотря ни на какие теории, остаётся уникальностью. Так что вопрос, как стать вторым Моцартом, Паганини или тем же Сузуки, пока остаётся открытым.
Доктор Сузуки неоднократно повторял: «Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни». Согласитесь, что слова доктора Сузуки перекликаются с мудростью: «Взяв в руки скрипку, человек не сможет стать бандитом».
Вместо заключения. Видеть за деревьями лес
Не стоит увлекаться какой-нибудь одной методикой воспитания. Не стоит с самого раннего детства внушать и ребёнку, и самим себе: «Главное спорт (музыка, рисование)». В результате дети получают одностороннее, и, следовательно, уродливое воспитание. Об этом неоднократно писали мы, об этом говорят и пишут и многие последователи раннего активного развития детей: Монтессори, Глеман, Никитины и др. А потом мы удивляемся, откуда берутся спортсмены, мягко выражаясь, не блещущие эрудицией, или математики, не понимающие, как можно замирать, слушая шубертовскую «Аве Мария». Не отступая от нашей темы, можно сказать однозначно: чем всесторонне развит ребёнок, тем лучше формируются его музыкальные способности.
После лекции о музыкальном воспитании в семье, которую я проводил в общеобразовательной школе и коснулся этого наболевшего вопроса, ко мне подошёл один папа и заговорил раздражённым тоном:
— Не согласен я с Вами. Кого Вы предлагаете воспитывать? Разносторонних дилетантов? Недоучек широкого профиля? Ведь для того, чтобы по-настоящему копнуть там, где ещё никто не копал, нужно зубами впиться в какое-нибудь дело и не разжимать зубы до старости. Да и тогда ещё неизвестно, получится ли что-нибудь путное...
Нас окружили родители, с интересом прислушиваясь к словам молодого папы. Он продолжал:
— Знаю, вы сейчас Леонардо да Винчи вспомните или Эйнштейна, на скрипке играющего. Исключение это.
Да, действительно, Лев Николаевич Толстой писал, что для того, чтобы совершить что-нибудь значительное «...надо сфокусировать все силы в одной точке». И жизнь писателя была тому примером. Но, во-первых, речь идёт о самом раннем детстве и, во-вторых, не мешало же это Льву Николаевичу любить труд, музыку, играть в городки. Напротив, помогало. Привязывая же малыша к чему-то одному, мы развиваем его односторонне. Может быть, зарываем в землю талант, лежащий совсем в другой области.
В заключение хотим вспомнить слова замечательного русского педагога К. Д. Ушинского: «Только хорошо поставленное общее воспитание может стать надёжной базой специального образования».