Школа свободного саморазвития
Язык
СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ
Возраст | 2.5-4 года |
Цель упражнения | Расширение запаса слов. Классификация предметов и слов. Сопоставление предмета с его названием. Косвенно - подготовка к космическому воспитанию. |
Материал | Три одинаковых коробочки величиной с мыльницу, разных цветов: красного, желтого, ззеленого. В красной коробочке лежат маленькие фигурки животных, в зеленой -искусственные растения, в желтой - предметы, которые относятся к жизни человека. |
Описание работы |
1 часть. Ребенок приносит на рабочий стол коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Учитель просит малыша назвать известные ему предметы. Если попадаются неизвестные - учитель подсказывает. 2 часть. Трехступенчатый урок. Учитель ставит перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. 1 ступень: это... это... это... 2 ступень: дай мне (или покажи)... Ребенок дает или показывает. 3 ступень: кто (или что) это?... (Ребенок называет словом). 3 часть. Ребенок уже знает названия предметов, лежащих в коробочках. Он приносит на свой стол сразу все, открывает их и устанавливает поодаль. Все предметы вынимаются из коробок и в беспорядке выставляются на стол. Ребенок берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных - в красную, растения - в зеленую, все, что относится к человеку, - в желтую. Малыш закрывает коробочки и относит их на место. |
Комментарий | Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реальной жизни. Но если учесть, что в возрасте 2 - 4 лет ребенок переживает сензитивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М.Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребенок выбирает сам и в момент затухания интереса может прервать занятие и убрать материал на место. |
Где применялось упражнение | В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других Монтессори - группах России, Германии. |
Дата | 1993-1994 |
Упражнение создавалось на основе материалов международного Курса Монтессори - педагогики в немецкой Академии развития и реабилитации (г.Мюнхен) 1992-93 года. |
Предыдущая глава Следующая таблица Следующая глава | Оглавление |