Старшему сыну было 3,5 года, когда под Новый год бабушка подарила билеты в театр. Детский музыкальный имени Сац, спектакль-мюзикл про Незнайку. Героя этого ребенок тогда не знал - мультфильмы мы еще толком не смотрели, книжку не читали. (У меня самой ее в детстве не было, а сюжет я знала по радиоспектаклю с виниловой пластинки.) В театр сходили, и начались вопросы про Незнайку. Поскольку в семье книжки не нашлось, дедушка отправился в за ней в магазин. Те, что с современными аляповатыми иллюстрациями, были отвергнуты, и нам досталось вот такое издание "Оникса" с рисунками А.Лаптева.
С этого момента мы начали ее читать - и перестали возвращаться к миру коротышек только ближе к шести годам. Несколько лет мы буквально жили с Незнайкой. Слушали аудиоспектакли. Смотрели мультфильмы - и рисованные, и кукольные, и даже вышедшего вскоре "Незнайку на Луне".
Чем Незнайка так "зацепил" моего сына? Не знаю. Может быть, подробностью бытовых описаний: как устроена машина, как - водопровод, как именно собирают фрукты... Сын - прирожденный строитель, и любые технологии его очень занимают. Но при этом перечитывались неоднократно и эмоциональные моменты: спор на воздушном шаре после прыжка Знайки; вранье Незнайки о полете за завтраком у девочек; объяснение Незнайки и Синеглазки... Вот сейчас пишу - и помню эти сцены почти дословно!
А может, это был просто возраст такой - "западания" на книжку. Когда на смену 20-кратному чтению "Красной шапочки" приходит другой способ установить нерушимость мира - читать об одном и том же, хоть и разные главы.
Не могу сказать, что мне все нравилось в этих книжках - "Приключения Незнайки и его друзей" и "Незнайка в Солнечном городе". Смущали взрослая сатира (история с бормотографом), постоянное мытье всего и вся с мылом (понятно, что 50-е годы это было необходимо), а уж когда добрались до Солнечного города... Вернее, до полей, окружавших его, на которых трудились диковинные машины. Тут я закрыла книжку - читать четырехлетнему малышу о том, как устроена радиолярия, было выше моих сил. Но через несколько месяцев мы и это осилили и добрались до истории Листика, человекообразных ослов и исчезновения волшебной палочки.
Чем старше становился сын (а отдельные главы обеих книг все перечитывались!), тем больше мы обсуждали не поступки героев ("что такое хорошо, что такое плохо"), а устройство жизни в том или ином городе (особенно Солнечном), а также то, почему писатель Николай Носов придумал именно такие "декорации" для своих героев. В общем, познакомились с литературным жанром утопии...
А вот взятую в библиотеке антиутопию "Незнайка на Луне" я дочитать детям не смогла. Это случилось год назад. Дойдя до перипетий капитализма, отложила книжку. Отечественная реальность 90-х, да и нынешнего времени в детской книге - это объяснять детям не было сил. Да и язык Носова - всегда красивый, опрятный - здесь изменился, появились не очень литературные моменты...
Такова наша история знакомства и дружбы с Незнайкой. С одной стороны - уже вошедшие в культуру персонажи. С другой - совсем не обязательная для прочтения книжка по нынешним временам, особенно если у вас растет девочка.
Вне конкурса.
P.S. Для интересующихся. Очень спорные рассуждения о Незнайке как о герое своего времени я нашла на сайте "Папамамбук" [ссылка-1].
Приключения Незнайки - от 3 до 5 лет
08.03.2012 19:34:36