Лет 20 назад мы с друзьями изобрели такую игру: "Изба-читальня". Дети приносят свои книжки, распределяем время, минуты по 3-4 каждому. За это время надо так прочесть какой-то кусочек из книги, чтобы всем понравилось. Открытое голосование: не поднято руки - не понравилось, поднята - понравилось, а если две руки: "Очень понравилось, дай почитать!". Тут же подводим итоги, победитель получает приз - дополнительную минуту на следующую "Избу-читальню". Заразили этой игрой кучу ребят, пропустили через неё огромный список авторов. Оказывается, дети с удовольствием слушают Гоголя, Бродского, Цветаеву, Пушкина, Лондона - без нажима и понуканий. Потом мы создали новую игру "Осмысленное чтение", где надо было уже не просто с интересом прочесть, а выделить основные смыслы. Освоили техники понимания.
Наши собственные детки с пелёнок входили в литературу )).
Насте 1,5 года. Усыпляю, вроде уже уснула: "Придёт серенький волчок и ухватит за бочок"... И вдруг тихонько в ответ: "Фу!" (как на собаку). Думал - показалось. На завтра - то же самое. Научили напевать слоги и соединять в слова в 2,8, просто играя. В три года она уже свободно и с интересом читала - надо было ограничивать. В четыре-пять могла, выбегая на прогулку, выдать:
Две ноги и песенка
Спускаются по лесенке!
В 6,3 повела меня записываться в школу. Отвечают - рано ещё, не попадаете по возрасту. Возвращаемся домой: "Папа, давай покажем им книжки, которые я за последнюю неделю прочитала?" Показали. Завуч глянула: "Записываем!"
Брали за основу классику, развивающую слух, чувство поэтики. Во-первых, сказки Пушкина и "Конёк-Горбунок". Завораживающий слог. Не оторваться же! "У старинушки три сына, старший - умный был детина..." - разве можно после этого не полюбить чтение? Читаем вслух самое интересное, в библиотеку бегает уже сама. Появились в репертуаре современные детские поэты. Рината Муха, Мориц, Вадим Левин. Вообще, поэзия - на первом месте. Проза догонит. А чуть позже обнаружим поэтические мотивы в прозе.
В 10-11 лет томик Гарри Поттера - за вечер, максимум за два. Спрашиваю: "Да ты, наверное, уже не помнишь что прочитала с такой скоростью?" Пересказывает с подробностями. Я так не умею.
Настин сборник стихов к 11 годам (что запомнили и записали) - всего штук 10-12 небольших экспромтов. Потом это прошло. Но в 7 классе резко проснулась и со своим "цоевским", что ли, стилем выдала "Мне зрение - сердце". Вошла в финал Всероссийского конкурса детского литературного творчества.
Последний год набивала руку на "фанфиках" (правильно называю?), кто-то её ценит в интернете, заказывает продолжение. Наконец, к 8 классу, добрались от фэнтези (Макс Фрай, Ольга Громыко, Сергей Лукьяненко, Дьяченко и др.) до "серьёзной" литературы. Я не торопил, знал, что это произойдёт.
Младший сын - компьютерщик )) - активно зачитал гораздо позже, лет в 11, к моему огорчению, но - зачитал. Уже ночью с фонариком... отбираем, ругаем за чтение. )) Примерно тот же репертуар. Вместе хохотали над "Жихарем" Михаила Успенского. Быстро одолел Марию Семёнову, красивый эпос и стихи замечательные. За прошлый год (6 класс) - много зацепил сверх программы.
Считаю, главное в этом деле - личное заинтересованное участие родителей, бабушек и дедушек. Будет у нас книга на столе, будем читать вслух и обсуждать - вырастим умных, читающих и пишущих ребятишек.
Читатели в 2 года 8 мес
24.07.2012 12:06:56