Читать мы любим! Читать люблю в первую очередь я – мама. Поэтому и стараюсь привить любовь (пусть слишком высокопарно это звучит, но действительно ЛЮБОВЬ) к книгам.
В каком возрасте мы прочитали первую книжку с Максимкой, не помню. Первыми «книжками», если из так можно назвать, были самодельные карточки на листе формата А5 (половина альбомного листа) - изображение какого-то предмета или животного (их вырезала из журналов или рисовала сама) и печатными красными буквами – название того, что изображено. Эти карточки мы разглядывали, озвучивали, сидя у мамы на коленях, или «путешествуя» на маминых руках по квартире (эти карточки были развешаны по стенам). Вот таким было наше первое чтение.
Потом у нас стали появляться книжки с толстыми страничками. Сначала книжки с потешками, потом со стихами про животных. На страничках таких книг картинки занимают большую часть листа. Чтение этих книжек у нас сопровождалось разглядыванием картинок, обсуждение их, подражанием звукам изображенных животных.
Новая книжка для нас и была и есть – праздник. Мы усаживались вместе. Сначала читаем, а потом вдоволь разглядываем картинки.
Читать стараюсь «по ролям», меняя тембр, интонацию. Ребенку это и сейчас нравится. Сейчас он и сам сочиняет сказки, в которых «перепутываются» герои из разных сказок. Все они в его исполнении говорят эмоционально.
Самыми любимыми книжками с толстыми страничками у нас были книжки со стихами про машины. Некоторые из них с подвижными глазками и колесами. Позже мы все эти стихи выучили.
Куда бы мы ни пошли или поехали в поликлинику ли или в гости, всегда у нас в рюкзачке, помимо машинки, фломастеров, блокнотика, еще и книжка, которую Максимка выбирает сам. Это у нас «походный набор».
Потом пошли в ход книжки с толстыми страничками с русскими народными сказками.
Все книжки с толстыми страничками были в свободном доступе для Максима. С помощью них мы учились бережно обращаться с книгами. Мама заклеивая книжку, говорила о том, что книжке больно, что так делать нельзя и т.д.
Эпоха книжек с толстыми страничками у нас закончилась где-то между 3-мя – 4-мя годами. Они прибраны и ждут своего часа. Хотя книжки про машины все еще стоят на полке. И Максимка нет-нет, да и листает их снова.
Книжки с тоненькими страничками мы читали только вместе. Они не были в легком доступе для Максимки. Все эти книжки переместились на Максимкины полочки для книжек где-то к его 4-м годам. В этом возрасте он с ними обращался достаточно бережно.
Обязательно читаем перед сном. После ванной забираемся под одеяло на «мамину-папину» кровать. У Максимки – кружка с горячим молоком. У мамы – книжка. Иногда послушать к нам присоединяется и папа.
Читаем мы и в течение дня. Перед ежедневными занятиями – сначала читаем книжку (мама читает). А после читает Максим. Для последнего куплена специальная книжка для обучения чтению (все слова разделены на слоги). Честно признаться, Максимка больше любит, когда мама читает, чем читать самому. И читаем мы пока плоховато.
Сказки, бывает, попадаются длинные. Читаем по главе за один сеанс. Но сеансов за день бывает несколько. Перед чтением следующей главы вспоминаем, о чем читали в последний раз.
Какие-то книжки у нас еще из моего детства, приобретенные моими родителями еще и до моего рождения (у меня старшая сестра). Они хранятся у нас особенно бережно. Максимка знает, что эти книжки мама читала, когда была маленькая.
Есть и книжки типа 3-Д, с объемными и подвижными деталями. Они очень забавляют Максимку. Ведь это здорово: мама читает о том, что Машенька потянула за дверь избушки медведя, а Максимка в это время приводит слова в действие и Машенька действительно открывает дверь.
Покупаем мы новые книжки, не переставая, по мере взросления Максимки. Если округлить, то книжки две в месяц покупаем. Прочитав новую сказку, рисуем кого-нибудь из понравившихся героев. Нравятся не всегда главные и не всегда положительные. Если в тексте встречаются понравившиеся стихи – разучиваем их.
Начиная читать новую книги или ту, что уже читали, запоминаем название книги и автора.
Сейчас осваиваем электронные книги. Опять же сидя у мамы на коленях, но теперь перед компьютером. Но от традиционного чтения настоящей живой книги, особенно перед сном, перед отправлением в сказочный сонный мир, мы еще не планируем отказываться.
Сейчас нам 5 лет и в нашем «рационе» русские народные сказки; авторские сказки русских и зарубежных авторов, старые и современные; рассказы о животных; детские энциклопедии; познавательные сказки и рассказы для детей; аудиосказки; электронные книги.
Сегодня мы дочитали сказку «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова. Читали первый раз. А завтра будем читать книжку, которую читали, может, уже и не раз. Заждалась она нас на полочке. Все книжки мы периодически перечитываем. Поэтому, как и когда-то, у нас есть любимые книги. Их ни одна-две, их много! Одна из них – энциклопедия про машины. Ее можно увидеть в любом месте квартиры: и на кровати, и на диване, и на полу, и в ванной. Потому что читать можно и нужно везде, где это удобно и позволяют условия. Вместе мы можем разглядывать и читать книжку, лежа на полу.
Как к чтению детских сказок отношусь я сама: мне это доставляет огромное удовольствие. Я заново перечитываю сказки из своего детства и сказки новых авторов. Бывает и так, что я забываю, что читаю ребенку, а не себе, до такой степени погружаешься в сказку.
К слову будет сказать, что Максимка – обычный ребенок. У него нет особых талантов к чему-либо. Поэтому мой рассказ, может быть, будет интересен родителям обычных детей, а не гениев и талантов. Ведь семейное чтение – это не великое действо, подвиг, - это обычное повседневное занятие для любого, для всех детей. Для детей, которых любят, т.е. для наших детей. Равнодушные родители, навряд ли, будут читать статьи на такие темы.
Наша эволюция книгочтения от 0 до 5 лет.
05.07.2012 23:03:28