Как воспитать настоящего читателя? Как найти те книги, которые помогут нам, ученикам, постичь красоту отечественной литературы и познакомиться с достижениями мировой культуры? Эти вопросы волнуют сегодня и преподавателей, и родителей. Задуматься о роли домашнего чтения меня заставили размышления журналиста Анатолия Николаевича Чирва. Я согласен с мнением автора, что интерес к чтению должен терпеливо и умело воспитываться самим человеком.
Говорят, что нынешнее молодое поколение не читает книг. Возможно, это правда. Большую часть информации, в целях экономии времени, мы черпаем из сети Интернет. Если хотим развлечения или новых зрелищ – просто смотрим фильмы. К сожалению, мы, современные школьники, не хотим читать серьёзные произведения, прежде всего, потому, что они требуют большого труда ума и сердца, напряжения мысли. Вероятно, что мы к такому чтению не готовы. Моих родителей беспокоит вопрос буду ли я вообще читать печатные книги? В настоящее время, я предпочитаю электронные и радио-книги. А часто, вообще, произведения в кратком пересказе.
Согласен, что к чтению должен быть развит интерес. Но, по-моему, книги тоже бывают разными: от полезных – до просто убивающих время (а то и хуже). С каждым днем количество книжных магазинов увеличивается, ориентироваться в литературе, выставленной в них становится все труднее. Поэтому так важно, чтобы кто-то на первых порах помог нам выбрать «правильную» книжку. Во все времена перед педагогами и родителями стоит главный вопрос: какую книжку выбрать ребенку, чтобы он вырос эмоционально здоровым и интеллектуальным человеком? В.С. Высоцкий в стихотворении «Балада о борьбе» написал:
«Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!»
Я уверен, большие возможности кроются в исторической литературе, она не только знакомит с событиями прошлого, но и воспитывает вкус к чтению, развивает интеллект, благодаря лучшим своим образцам способствует нравственному развитию. Именно историческая литература сегодня способна противостоять лжи и жестокости и в искусстве, и в обществе в целом.
В более младшем возрасте моим любимым жанром была фантастика и фэнтези: книги Дж. Р. Р. Толкина, Дж. К. Роулинг, Д. Емца и т.д. Читаешь, и отдаешь мысленный простор воображению. А приключения Ж. Верна, В. А. Каверина, Р. Л. Стивенсона, А. Дюма? Это же просто захватывающие сюжеты о приключениях отважных литературных героев! Такие книги дают уроки нравственности и сообразительности. Читая, мы словно сами проживаем происходящее с героями, обдумываем, как поступили бы на их месте. Думаю именно об этом писал Э. Хемингуэй: «Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется».
В старшем школьном возрасте, конечно, литературные вкусы уже сформированы, и мы, старшеклассники сами выбираем литературу для чтения на досуге. Но и в курсе школьной литературы есть книги, которые, по моему убеждению, просто необходимо прочесть каждому человеку: «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» М. Булгакова. Эти книги расширяют мировоззрение, ломают шаблоны, позволяя иначе взглянуть на мир. Все они есть в нашей домашней библиотеке. Главное, чтобы интерес к чтению появился и тогда ваша собственная «золотая полка» со временем пополнится не менее ценными шедеврами.
Размышления моего 16-летнего внука
03.07.2012 18:40:01
Мне очень понравилась статья, интересные и оригинальные размышления подростка-читателя. Не знаю как оценит жюри, а лично я считаю нестандартным, что автор опубликовала статью своего внука.
03.07.2012 18:46:46, Ирина39