Жизнь Жана-Батиста Гренуя – серийного убийцы, наделенного чудесным даром обоняния - вышедшее из-под легкого пера немецкого литератора Патрика Зюскинда, более 30 лет находит всё новых читателей. Бесспорный бестселлер современной прозы, изящно балансирующий на грани между интеллектуальным и массовым чтивом, овладел вниманием публики так же мгновенно, как его главный герой покорил 10-тысячную толпу на площади города Грасс. Роман Зюскинда – явление абсолютно европейское, наследующее традиции литературной игры в хоррор, ведущей отсчёт от готического романа Мэри Шелли, продолженную вампирской сказкой Брэма Стокера до постмодернистских романов Йена Бэнкса и прямых эпигонов Зюскинда, как Николай Фробениус.
Путь Гренуя, от рождения на Кладбище невинных и до его смерти (точнее, исчезновения) на рыбном рынке в Париже, описан Зюскиндом предельно увлекательно. Следуя вместе с Гренуем, автор проникает в насыщенные ароматы пряностей и фруктов, специй и мяса, одежды и тканей, буквально заставляя нас верить в их осязаемость. Как известно, в городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. И вдруг появляется некто, невосприимчивый к этим ужасающим запахам, способный вычленить из смрада ароматы цветов и деревьев, лугов и полей, даже далекого моря. И, разумеется, атом нежного запаха женщины: сомнамбулический Гренуй идет за ним, как крысы на звук дудочки крысолова.
В романе Зюскинда, Гренуй - это отвратительный монстр, нелюдь, не способный любить и вызывать любовь. Он убивает потому, что только смерть других способна показать миру, что он, Гренуй, есть на этом свете. Убиваю – следовательно, существую. Он способен лишь забирать жизни и воровать запахи. Ничего, кроме омерзения и страха, главный персонаж книги не вызывает. Каждый, кто соприкасается с Гренуем, обречен: например, мэтр Бальдини - старый, вышедший из моды парфюмер, похититель чужих нелепых духов - не пытается скрыть изумления при виде таланта Гренуя, но тут же оборачивает его в свою пользу, не ведая, что сулят сделки с дьяволом.
Идеальный аромат Гренуй находит на юге Франции, в Провансе, где его невероятный нос учуял аромат прекрасной, как сама любовь, медноволосой Лауры Риши. После того, как Зюскинд подробно описывает её локоны, шею, грудь, сразу понимаешь, что в одном мире с Гренуем ей места нет. Её смерть рассказана Зюскиндом, как греческая трагедия. Мотив греческой трагедии находит себя в появлении Хора – огромной толпы в сцене казни Гренуя. Взмахом платка masskiller Гренуй превращает площадь в Грассе в арену коллективного сексуального помешательства. Бесспорно, это – апогей романа. Но Зюскинд возвращает своего героя в Париж, где он пропадет и совершенно непонятно, где такой же невзрачный массовый убийца появится снова. Возможно, им был Адольф Эйхман: незаметный винтик нацистской «машины смерти», росчерком "Паркера" отправлявший в газовые камеры миллионы людей. Оглянитесь, вдруг кто-то похожий уже рядом с вами?
Патрик Зюскинд "Парфюмер"
18.01.2013 16:11:19