Для дошкольников
1) Наташа Байдужа. Вулкан, который злился ("Самокат").
В этой книжке мне нравится некоторая новизна в форме и актуальное содержание (все мы сегодня стараемся бережно относиться к детской психике и понимать, принимать разные эмоции) . Это что-то среднее между комиксом и книжкой-картинкой, с очень интересным рукописным шрифтом. Книжка посвящена теме злости и гнева, в ней есть нехудожественная часть (рассказ-рассуждение о том, когда мы злимся, почему это происходит и как с этим быть) и художественная (история про маленького вулкана, который злился и из-за этого у него из головы выливалась лава).
2) Валентина Дегтева. Улиткины, вперед! (Росмэн).
Хочется отметить всю серию, в которой вышли "Улиткины..." и еще несколько интересных новых книг для дошкольников с иллюстрациями современных художников. Это не книжки-картинки (для этого в них многовато текста) и не книги для первого самостоятельного чтения (для этого они слишком малышовые), это книги для совместного чтения со взрослыми и для игры. В "Улиткиных..." мне очень нравятся иллюстрации, добрый юмор, а также умиротворяющая идея о том, что самое главное - не быть самыми эффективными, а быть счастливыми и довольными жизнью, пусть даже в ущерб "все успеть" и "всего достигнуть".
3) Людмила Петрушевская. Поросенок Петр. Новые приключения (Росмэн).
Пять новых историй про поросенка Петра. Ничего нового и удивительного, но я очень люблю этого персонажа, он необычный и отлично стимулирует ум и воображение детей. Мой сын очень любил книжки про поросенка Петра в свои 3-4 года и, по-моему, понимал их лучше меня. И, конечно, поросенок Петр должен быть с иллюстрациями Райхштейна, иначе неправильно.
Для младших школьников
4) Анна Анисимова. Музыка моего дятла ("Самокат").
Книга об особом ребенке (девочка с инвалидностью по зрению), но не печальная и душераздирающая, а наоборот, вполне жизнерадостная и занимательная. Первая часть, которая называется "Невидимый слон", уже знакома читателям, она несколько лет назад выходила отдельной книжкой в издательстве "Настя и Никита". С тех пор Аня сочинила еще три рассказа, ее героиня повзрослела, научилась всякому новому, в том числе ходить с тростью. В этой новой книге очень удачные иллюстрации Юлии Сидневой, она не просто изображения к тексту нарисовала, а допридумала вслед за автором особый мир и настроение книги.
5) Ольга Сафронова. Арбузная голова ("Нигма").
Книжка-картинка, в которой тоже вроде бы никакого новаторства, но у нас таких мало делают, а сам сюжет будоражит воображение. Главный герой, подобно герою Гоголю, потерявшему нос, обнаружил, что у него вместо головы вырос арбуз. И что-то теперь с этим нужно делать! В итоге ему все же удалось вернуть обратно свою голову, но потрясение вполне предсказуемо оказалось настолько сильным, что он наконец-то решился на исполнение давней мечты, да и вообще стал лучше и добрее. Поскольку это настоящая книжка-картинка, иллюстрации тут тоже рассказывают историю - так вот они создают очень интересный мир этого текста, ограниченный несколькими цветами и остроумный. Кстати, подобных сюжетов, когда герой проснулся и вдруг обнаружил в себе какое-то изменение и дальше пробует его и ищет преимущества и недостатки своего нового положения, очень много у Родари.
6) Станислав Востоков. Прокопий Капитонов ("Волчок").
Сказка Стаса Востокова с хорошо проработанной исторической основой (дело происходит на Русском Севере, в Поморье, в маленькой деревне Кочки, так вот автор довольно подробно рассказывает о поморах и специфике их культуры и быта). Главный герой по имени Прокопий Капитонов очень напоминает современного дядю Федора: он на удивление самостоятельный, развитый, окружен говорящими животными с ярко выраженными индивидуальностями. В отличие от дяди Федора, которому просто хотелось жить самостоятельно в деревне с любимыми зверями, у Прокопия Капитонова есть еще и общественные интересы - он решает рассказать миру о любимой деревне с помощью социальных медиа и привлечь в нее туристов. По-моему, одна из самых удачных книжек Востокова!
Для подростков
7) Евгения Басова. Наша Земля - дышит ("Детское время").
Две повести, действие обеих очень далеко от мегаполиса и как будто бы - от современности. Герои первой живут на Крайнем Севере, герои второй - в деревне. Оба текста удивительно человечные, теплые, не "проблемная" литература с разводами и прочими трагедиями, но просто истории обычной осмысленной жизни. Иллюстрации Ани и Вари Кендель - еще один весомый плюс к этому изданию.
8) Анна Анисимова. Гутя ("Волчок").
Не помню такого, чтобы сразу две книги одного автора у меня в "лучшие книги года" оказались, а здесь именно такой случай. Но повесть и правда хорошая, хотя и как будто ни о чем - о девочке-подростке, которая пытается пережить смерть подруги и одновременно понять, какой человек она сама - что для нее важно, что она любит и так далее.
9) Светлана Лаврова. Трилобиты не виноваты ("Самокат").
Кажется, это лучшая книга Светланы Лавровой (а я читала все ее книги). Правда жанр определить непросто. Биологическое фэнтези? Научная сказка? Приключенческий палеонтологический роман? В общем, это и правда про трилобитов, а действие происходит в Ордовике, накануне оледенения.
Трилобиты это чувствуют и пытаются понять, как бы им выжить во время конца света. Для этого они организуют специальный класс в школе для одаренных, а потом выпускники этого класса (не совсем выпускники, на самом деле) отправляются в дальние уголки океана Япетус искать рецепты выживания. В самом конце начинается операция "Суша" (но в научно-популярном приложении к книге автор все же честно расскажет, что трилобиты вымерли совершенно).
Книжка очень смешная, а еще ее читатель никогда больше не перепутает цефалон с пигидием, а аномалокара с эндоцерасом.
На самом деле, если бы меня попросили выбрать одну-единственную лучшую детскую книгу года, оставила бы эту, поскольку она объединила все то, что составляет для меня хорошую детскую книгу: яркие персонажи, юмор, достоверное научное знание в основе сюжета и качественные научные комментарии, расширяющие мир книги, смелость и небанальные авторские решения.