С «Ромео и Джульеттой» справились всего 20% пользователей, историю Анны Карениной узнать до конца смогли только 17% россиян, «Капитал» Карла Маркса осилили 5%, а сага «Голодные игры» захватывает внимание читателей до последних страниц больше «Гарри Поттера» и «Властелина колец».
Специально к международному Дню электронной книги, который ежегодно отмечается 18 сентября, ЛитРес изучил статистику дочитываемости книг в сервисе и выяснил, какие произведения, авторы и жанры лидируют по этому параметру.
В исследовании участвовали только те книги, которые начали читать более 1 000 пользователей.
Всего за период с апреля 2019 года по сентябрь 2020 года книги в ЛитРес, как платные, так и бесплатные, начали читать более 18 млн человек. При этом только 49% пользователей по разным причинам добираются до конца произведений, а 20% остановились на первых главах и даже страницах. Интересно, что редко кто сдается на середине книги: таких читателей оказалось менее 1,5%.
Художественная литература vs нон-фикшн
Художественные произведения привлекают пользователей интересным захватывающим сюжетом, яркими персонажами, интригой, которая часто остается до последней страницы. Именно поэтому 58% россиян дочитывают их до конца, чтобы узнать, кто убийца, и жили ли герои долго и счастливо: фэнтези дочитывают 72% пользователей, любовные романы — 70%, а боевики — 68%.
Нон-фикшн книги пользователи бросают читать гораздо чаще: только 24% читателей остаются с автором до последнего, примерно столько же расстаются с книгой в самом начале.
Одна из причин этого — аудитория ценит свое время, критично подходя к контенту, и не хочет читать «воду» и повторяющиеся несколько раз мысли.
Кроме того, многие выбирают нон-фикшн в аудиоформате: только 18% пользователей сервиса выключали книги в самом начале, дослушали до конца более 29%.
Самым популярным нон-фикшном стали короткие произведения Владислава Гайдукевича: в среднем их дочитывают 56% пользователей. На втором месте среди российских авторов — Наталья Краснова (54%). А вот их зарубежные коллеги отстают со значительным отрывом: у Марка Мэнсона, Джона Кехо и Гэри Чэпмена по 31% дочитываний.
Булгаков vs Мопассан
Зарубежная классическая литература по дочитываемости уступает русской: 34% против 38%. Среди отечественных авторов топ возглавляет Михаил Булгаков: его произведения заканчивают 54% читателей.
На втором месте — Антон Чехов с 53% дочитываний, на третьем — Сергей Есенин (52%). Чаще всего россияне бросают читать книги Александра Солженицына: до последней страницы его произведений добираются менее 82% пользователей, 22% при этом заканчивают чтение, едва начав.
С произведениями из школьной программы справляются далеко не все читатели: «Преступление и наказание» Федора Достоевского не закончили 77% пользователей, а 40% сдались еще на первых страницах романа.
Чем закончились отношения Татьяны Лариной и Евгения Онегина узнали 19% читателей, а Евгения Базарова и Анны Одинцовой — 31%. «Мертвые души» осилили 16%, а «Бедную Лизу» — целых 58%.
Среди зарубежных классиков самым дочитываемым оказался Ги де Мопассан (53%), также часто пользователи добираются до последних страниц произведений Сомерсета Моэма (51%), Агаты Кристи (50%), Харпер Ли (50%) и Маргарет Митчелл (52%).
С трудом же дочитывают книги Генри Миллера (5%), Шарля Бодлера (8%), Иоганна Вольфганга Гёте (12%) и Льюисса Кэролла (16%). Активнее всего из зарубежной классики начинают «Ромео и Джульетту» Уильяма Шекспира и «Ярмарку тщеславия» Уильяма Теккерея, однако полностью с произведениями справляются только 20% и 29% читателей соответственно.
Михаэлидес vs Лукьяненко
Книги современных зарубежных писателей до конца осиливают только 43% читателей, в то время как отечественных авторов дочитывают больше половины пользователей.
Cамыми дочитываемыми иностранными писателями оказались Алекс Михаэлидес (73%), Анна Тодд (71%), Салли Руни (67%), Элена Ферранте (65%), Ю Несбё (64%) и Пауло Коэльо (62%).
Отечественными — Сергей Лукьяненко (70%), Мария Метлицкая (67%), Марина Степнова (65%), Маша Трауб (65%) и Борис Акунин (62%).
Чаще всего бросают книги Ирвина Уэлша (более 80%), Стивена Фрая (более 76%) и Дж. Р.Р. Толкина (более 70%).
Среди произведений зарубежных писателей охотнее всего читают до последних страниц книги из «Неаполитанского квартета» Элены Ферранте, вторую книгу из серии «Убийство Командора» Харуки Мураками, «Нормальных людей» Салли Руни и «Безумно богатых азиатов» сингапурского дизайнера Кевина Квана.
У российских современных авторов по количеству дочитываний лидируют «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной, «Наполеонов обоз. Книга 2. Белые лошади» Дины Рубиной, «Женщины Лазаря» Марины Степновой, «Дневник свекрови» Марии Метлицкой, «Бедабеда» Маши Трауб и «Пищеблок» Алексея Иванова.