Дорогие сограждане,
коронавирус серьезнейшим образом меняет жизнь в нашей стране.
Наши представления о привычном, об общественной жизни, о социальных контактах - все это подвергается небывалому испытанию.
Миллионы из вас не могут ходить на работу, ваши дети не могут ходить в школы или детские сады, закрыты кинотеатры и магазины, и - что, наверное, сложнее всего - всем нам не хватает контактов с другими людьми, которые обычно составляют неотъемлемую частью нашей жизни.
В такой ситуации у каждого из нас возникает множество вопросов и большая озабоченность по поводу того, что будет дальше.
Сегодня я обращаюсь к вам таким непривычным образом, потому что хочу рассказать, чем я как федеральный канцлер и все мои коллеги в правительстве Германии руководствуемся в нынешней ситуации.
Одна из черт открытой демократии заключается в том, что мы соблюдаем прозрачность принятия политических решений и разъясняем эти решения.
Что мы как можно более тщательно обосновываем наши действия и информируем о них, чтобы они были понятны.
Я твердо верю, что мы справимся с этой задачей, если действительно все граждане воспримут её как СВОЮ задачу.
Поэтому скажу: ситуация серьезная.
И прошу вас воспринимать её всерьёз.
С момента воссоединения Германии, да что говорить: со времен Второй мировой войны наша страна не сталкивалась с вызовом, перед лицом которого столь решающими были бы наши общие, солидарные действия.
Хочу пояснить, на каком этапе эпидемии мы находимся сейчас и что делается правительством Германии и государственными структурами, чтобы защитить всех членов нашего общества и ограничить экономический, социальный и культурный ущерб.
И еще я хочу, чтобы вам стало понятно, почему для этого необходимо ваше личное участие и что именно может сделать каждый из вас.
Что касается эпидемии: все, что я говорю вам, основывается на результатах непрерывных консультаций правительства Германии с экспертами Института им. Роберта Коха и другими учеными и вирусологами.
И пока это так, мы можем сделать лишь одно, и именно этим мы руководствуемся во всех наших действиях: замедлить распространение вируса, растянуть его на месяцы и тем самым выиграть время.
Время для того, чтобы ученые смогли разработать лекарство и вакцину.
Но в первую очередь время для того, чтобы заболевшие могли получить оптимальное лечение.
В Германии у нас есть отличная система здравоохранения, возможно, одна из самых лучших в мире.
Это вселяет надежду.
Но и наши больницы не справились бы, если бы в кратчайшее время в них поступило бы слишком много пациентов с тяжелым течением коронавирусной инфекции.
Это не просто абстрактные цифры статистики, это - отцы и дедушки, матери и бабушки, спутники жизни, люди.
А мы - это общество, в котором важна каждая жизнь, важен каждый человек.
Сейчас я хочу обратиться в первую очередь ко всем тем, кто - будь то врачом или медсестрой или выполняя какую-то другую задачу - работает в наших больницах и в сфере здравоохранения.
В этой борьбе ради всех нас вы стоите на передовой.
Вы первыми видите больных и то, насколько тяжело может протекать заболевание от инфекции.
Вы каждый день снова и снова идете на работу и делаете свое дело ради людей.
Вы выполняете титаническую задачу, и за это я от всего сердца хочу поблагодарить вас.
Итак: речь идет о том, чтобы замедлить распространение вируса в Германии.
При этом - и это фундаментально - мы должны сделать следующее: по возможности ограничить общественную жизнь.
Конечно, это следует делать разумно и рационально, так как государство будет продолжать функционировать, снабжение населения будет обеспечено, и мы стремимся сохранить экономическую деятельность, насколько это возможно.
Но все, что может угрожать людям, что может нанести ущерб каждому отдельному человеку или всему обществу, мы должны сейчас свести к минимуму.
Риск заразить другого или заразиться мы должны сократить настолько, насколько это возможно.
Я знаю, насколько серьезны ограничения уже сейчас: отменены мероприятия, ярмарки, концерты, на какое-то время не будет занятий в школе и в университете, будут закрыты детские сады, нельзя будет играть на детской площадке.
Я осознаю, насколько серьезно те ограничения, о которых была достигнута договоренность на федеральном и земельном уровнях, влияют на нашу жизнь и наши представления о демократии.
Таких ограничений в Федеративной Республике Германия не было еще никогда.
Уверяю вас: для меня как человека, для которого свобода путешествий и передвижения стала правом, завоеванным ценой огромных усилий, такие ограничения могут быть оправданными только при крайней необходимости.
В условиях демократии решение о них никогда не должно приниматься необдуманно и всегда должно быть лишь временным, однако сейчас они необходимы для спасения жизней.
Поэтому с начала недели введен более строгий контроль на границах и действуют ограничения для въезда из некоторых важнейших для нас соседних стран.
Для сектора экономики, для больших и для малых предприятий, магазинов, ресторанов, для представителей свободных профессий сейчас очень трудное время.
Ближайшие недели будут еще труднее.
Хочу вас заверить: правительство Германии делает все, что в его силах, чтобы смягчить экономические последствия и, прежде всего, чтобы сохранить рабочие места.
Мы можем использовать и используем все средства, необходимые для того, чтобы помочь нашим компаниям и работникам выстоять в этом трудном испытании.
Все могут рассчитывать на то, что будет обеспечено бесперебойное снабжение продуктами питания, и если полки опустеют на один день, то они будут снова заполнены.
Всем, кто делает покупки в супермаркетах, я хочу сказать: иметь запасы целесообразно и было целесообразно всегда. Но в меру; набивать кладовые так, как будто напоследок, бессмысленно и в конечном счете совершенно несовместимо с принципом солидарности...
Полный текст обращения можно прочитать на сайте Правительства Германии.