Литературная основа сочинения — одноименный роман писателя Виктора Добросоцкого (2008). Философская сказка о французском продавце игрушек, обретающем настоящее счастье и смысл жизни на родине предков, в России, уже стала поводом к созданию одноименной пьесы (2010), кинофильма (2012), мюзикла (2018), а теперь и оперы. «Сюжет романа, путешествуя по разным жанрам, развивается и наполняется новыми смыслами, но он неизменно о вечном поиске сокровища — человеческого счастья» (Виктор Добросоцкий). Автор оригинального либретто — поэт и композитор Кирилл Крастошевский.
Композитор Алексей Шелыгин известен своими академическими, а еще более — театральными- и киноработами. Неоднократный лауреат премий «ТЭФИ», «Золотой овен», «Ника», «Чайка», Шелыгин в разное время работал с такими мастерами театра и кино, как Алла Сурикова, Александр Митта, Василий Пичул, Константин Худяков, Дмитрий Астрахан, Владимир Мирзоев, Андрей Жолдак. В ситуации постоперы (как следствия постмодернизма) Шелыгин создает оперу, которую хочется петь и которую, несомненно, будут слушать.
Алексей Шелыгин: «Последнее время пишется очень много вокальной музыки, которая является таковой лишь по названию. Я хочу, чтобы певцы были довольны. Моя опера находится в постоянном диалоге с оперой трех последних столетий, а иногда — даже с эпохой Барокко. Во «французской» части это, естественно, именно французская опера (в частности, Массне и Дебюсси), в «русской» части — наша оперная традиция. Конечно, эти русла существуют не отдельно, они переплетаются. Игрушка — странное явление, в котором соединяются реальность (для ребенка в момент игры она и есть реальная жизнь) и фантазия. Надеюсь, эту границу фантазии и реальности, сна и яви зрители почувствуют в моей музыке».
Важнейшую идею спектакля — игрушки как границы миров — формулирует режиссер-постановщик Алексей Вэйро: «Есть два типа игрушек — игрушка-дар и игрушка-собственность. Последняя приобретается за деньги и ничем не отличается от других покупок. Только осознав этот жестокий факт, мы не потеряем связи с миром детства. Игрушки растолковывают нам сложный мир взрослого, разыгрывая все то, что кажется нам серьезным и важным. Это наш первый театр, в котором мы и режиссеры, и актеры, и зрители. Перед нами история двух миров, которые постоянно взаимодействуют друг с другом».
Александр Жиленков: «Опера Алексея Шелыгина — это глобальная работа, в ней довольно сложные и порой очень напряженные партии. Еще «на берегу» мы с композитором решили, что у некоторых персонажей будут варианты партий, то есть у разных составов музыка зазвучит немного по-разному. Например, очень интересная и выигрышная партия мадам Берсен подходит и для сопрано, и для меццо-сопрано. У нас эту роль готовят четыре исполнительницы, и все ее поют абсолютно по-разному. А партия Хозяина магазина написана для достаточно низкого баса, — у нас ее репетируют три совершенно разных баса, и у каждого будут прописаны небольшие различия. Естественно, основа останется неизменной. Я очень благодарен композитору, создавшему поле для творчества как солистам, так и мне, дирижеру».
Вполне естественно, что опера для детей и взрослых собрала артистов театра разных поколений. Традиционно важна роль хора Новой Оперы (хормейстер — Юлия Сенюкова); каждый артист хора — уникальный придуманный образ игрушки. Художник-постановщик спектакля —Дарья Синцова. Художник по свету — Айвар Салихов. Хореограф — Сергей Сатаров.
Откройте неповторимое очарование и поэзию философской оперной сказки!