"Поворот в сторону персонализации был ожидаем. Человечество приближается к пределу потребления лекарств: по данным аналитической компании IMS в следующем году каждый второй житель планеты будет принимать по одному препарату в день, – отмечает Ирина Никулина, генеральный директор «Буарон» в России. – При этом простое увеличение числа принимаемых лекарств не дает пропорционального улучшения. Более того: при назначении трёх и более препаратов одновременно предсказать «сценарий» их кросс-взаимодействия, а значит – эффект терапии в целом, практически невозможно. Важно не только то, что назначается, но и как назначается".
Персонализированный подход в вопросах и ответах
«Каждый человек индивидуален и имеет свою уникальную внутреннюю «биохимическую лабораторию», — рассказывает кандидат фармацевтических наук Светлана Талашова. - Эффект от применения тех или иных лекарственных препаратов определяется этой «внутренней кухней» каждого из нас».
Это, прежде всего, печень и ферменты, которые занимаются трансформацией лекарственных препаратов (система цитохрома Р-450). У одних пациентов это система более активна, у других -менее. Поэтому и эффект от одного препарата у разных людей индивидуален. Имеет значение и наша генетика, то есть совокупность наследственной информации: у каждого она индивидуально влияет на то, как мы реагируем на то или иное лекарство.
Изучением всех этих закономерностей занимается такая наука как фармакогенетика. Эксперты отмечают, что на 60 % действие лекарства на организм человека зависит именно от неё. Главный вывод – всегда сообщать врачу, если препарат действует недостаточно и стараться подбирать более эффективный именно для вас.
- Нужно ли врачу сообщать о психоэмоциональных симптомах или образе жизни?
- Как минимум врачу это нужно знать для того чтобы понять какую стратегию выбрал сам пациент в отношении болезни, – считает Светлана Талашова. - Всем хорошо известна фраза «Нас трое: пациент, болезнь и врач». И только вдвоем - объединившиеся пациент и врач - могут победить болезнь!
Многие наслышаны, что определенные «болезни имеют начало в нашей голове. Очень многие патологические состояния снимаются только если вкупе с остальными мерами удается снять отрицательную доминанту в центральной нервной системе.
Есть распространенные болезни, при возникновении которых, действительно, имеет смысл поделиться с врачом информацией о внешних факторах или связанных эмоциональных переживаниях:
∙ Кожные заболевания (атопический дерматит, крапивница, особенно псориаз) - истинные причины многих кожных заболеваний до сих пор не найдены, однако существует ряд теорий о том, что помимо органических причин существуют и психогенные. Так как кожа и нервная система происходят от одной и той же группы, называемой «эктодерма». Наиболее наглядно эта связь проявляется у детей - обострениями аллергий на фоне стрессов. Разумеется, можно снижать их местными средствами – мазями, кремами, но оставив без внимания психоэмоциональный фон, эту проблему по-настоящему не решить.
∙ Гастрит, язва двенадцатиперстной кишки, колит и т.д. – помимо связи с питанием, связаны также и со стрессом и гормоном кортизола, вырабатывающимся в этот момент. Этот гормон нам нужен для мобилизации организма и высвобождения энергии. Тем не менее, когда пациент постоянно находится в состоянии психоэмоционального возбуждения, уровни кортизола не снижаются и этот гормон запускает воспаление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Что в свою очередь, приводит к нарушению пищеварения: слюноотделения, выработки желудочно-кишечного сока, перистальтики кишечника и многому другому.
∙ Репродуктивные проблемы и проблемы в интимной сфере – напрямую связаны с гормональным фоном.
- Правда ли, что при одинаковой жалобе могут быть назначены разные препараты?
В практике педиатра довольно часто встречается симптом лихорадки - и даже одинаковое повышение температуры его разные дети могут переносить по-разному.
∙ У одного ребенка температура сопровождается ознобом, субъективным ощущением холода, бледностью кожи и пониженной температурой конечностей - это так называемая «белая лихорадка. Ребенок при этом вялый, апатичный;
∙ У другого - покраснением кожных покровов, умеренной потливостью. При этом поведение ребенка остается обычным. Это «красная лихорадка»;
С одной стороны, это объясняется и более широким набором причин повышения температуры у детей, чем у взрослых – помимо инфекционных процессов, это может быть и психоэмоциональный стресс, аллергические реакции, прорезывание зубов и просто перегревания.
С другой - возрастными особенностями теплообмена: более высокой теплоотдачей по сравнению с теплопродукцией, а также низкой чувствительностью к лейкоцитарному пирогену.
Базовый стандарт предписывает использование ибупрофена или парацетамола для обоих случаев. Выбирая из гомеопатических монопрепаратов, можно использовать также и Аконит или Белладонну или Феррум Фосфорикум - уже с учетом индивидуальной реакции ребенка на повышение температуры.