Опера Бриттена была впервые первые поставлена на Глайндборнском фестивале 1946 года (дирижер — Эрнест Ансерме). Либретто Рональда Данкана основано, прежде всего, на одноименной драме Андре Обе (1931); также использованы отдельные мотивы поэмы Шекспира. Трагедия римской матроны Лукреции, обесчещенной троюродным братом ее мужа, Секстом Тарквинием и покончившей с собой во искупление позора, веками привлекала внимание историков, философов, теологов, деятелей искусства. В литературе дань теме отдали Овидий, Данте Алигьери, Джефри Чосер, Уильям Шекспир, в изобразительном искусстве — многие великие художники Возрождения и Барокко (от Боттичелли, Дюрера, Тициана, Тинторетто до Рубенса и Рембрандта). Более десяти картин на эту тему создал Лукас Кранах старший. Художников волновали, преимущественно, два момента драмы — само самоубийство Лукреции, а также клятва над ее гробом и призыв к мщению. Опера Бриттена написана сразу после Второй мировой войны, принесшей страдания десяткам миллионов людей и поставившей под сомнение саму возможность искусства («Писать стихи после Освенцима — это варварство», — Теодор Адорно). Вот почему мотив клятвы над гробом в опере отсутствует: ведь скоро придет «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна).
Тема Лукреции как важнейший сюжет мировой культуры практически отсутствует в русском контексте. А опера Бриттена — редкий гость не только на российской (нынешняя постановка — всего лишь вторая за 70 лет!), но и на мировой оперной сцене. Тем важнее обращение Новой Оперы к шедевру Бриттена.
Спектакль ставит интернациональная команда. На счету режиссера Екатерины Одеговой и художника Этели Иошпа — ряд знаковых спектаклей, завоевавших любовь зрителей и экспертов; среди них — постановки опер «Саломея» Рихарда Штрауса, «Фауст» Гуно, «Пряничный домик, или Гензель и Гретель» Хумпердинка. Музыкальный руководитель постановки — главный приглашенный дирижер Новой Оперы Ян Латам-Кёниг.