Служба помощи для маломобильных пассажиров: где и как ее можно получить?
– Если человек путешествует первый раз, то перед планированием поездки советую ознакомиться с «Руководством для лиц с ограниченными физическими возможностями, которые редко летают или летят в первый раз», которое создано Европейской конференции гражданской авиации и есть в открытом доступе. Также перелет стоит бронировать заранее, не позднее, чем за 48 часов до вылета. И обратиться в авиакомпанию, чтобы она организовала передвижение маломобильного пассажира. Если пассажир заранее не обратился в компанию и не уведомил службу помощи о специальных потребностях, то попросить о помощи можно непосредственно в аэропорту. Во многих аэропортах есть специальные кнопки вызова специалистов Отдела организации обслуживания маломобильных пассажиров.
– На стойке кресло-коляска с электрическим приводом сдается в багаж, а аккумулятор отключается. Также отсоединяются жидкостные батареи, упаковываются и сдаются в багаж. Сотрудники специальной помощи пересаживают человека с отдельной коляску (это собственность аэропорта), она узкая и проходит между рядами в самолете. Сопровождающие помогают проехать через телетрап (рукав). Людей с инвалидностью почти всегда сажают в самолет первыми, а выходят они всегда последними. Если там обычный трап (лестница), то пассажира на коляске к самолету везут на амбулифте. Если перелет длится больше четырех часов, то на борт должна быть специальное кресло на колесиках, на котором можно добраться до кабинки туалета.
Перелет: «не заметить» или отозваться?
Что делать, если во время поездки вы столкнулись с инвалидом? Например, на посадке в самолет в одной очереди рядом с вами находится человек на коляске, а сопровождающего у него нет.
– Если вы заметили такого пассажира и решили помочь ему, первое, что стоит сделать, подойти к человеку и спросить, нуждается ли он в помощи. Возможно, его сопровождающий находится поблизости. Если человек находится совершенно один и не против помощи, стоит уточнить, проговорить вслух, какую именно помощь вы ему окажете и как комфортнее это сделать. Например, возможно перед тем, как довезти человека до стойки регистрации, ему нужно отлучиться в санитарную комнату либо в магазин. Для «маломобильных категорий пассажиров», именно так они называются в аэропорту, существует отдельная служба, которая на профессиональном уровне может оказать любую помощь, в том числе и медицинскую. Если же человек отказывается от помощи, не нужно настаивать, просто пропустите человека вперед в очереди. Это будет лучшая помощь.
– Если с вами по соседству в поезде или самолёте оказался пассажир, у которого инвалидность, чаще всего возникают такие вопросы: стоит ли «закрывать глаза» и отмалчиваться, как предложить ему свою помощь и не обидеть, и другие. Как показывает практика, всегда стоит оставаться доброжелательным, не нужно заострять внимание на том, что у человека ограничены возможности. Также не стоит вовсе отворачиваться. Можно предложить: «если вдруг вам понадобиться помощь, обращайтесь». Скорее всего, если человеку понадобиться упаковать багаж или передать обед, он вежливо попросит вас об этом. Если с ним нет сопровождающего человека, например, родственника или профессиональной сиделки, которая как раз и должна позаботиться о комфортном перелете своего подопечного. Специальных мест для пассажиров с инвалидностью в самолете нет. Единственное правило: нельзя сажать их на кресла около аварийных выходов.