Главное, запомнить, что при переходе от младенчества к годовалому возрасту и далее необходимо постоянно менять подходы к проведению досуга с детьми в музее.
Если в младенчестве ребенка вполне устраивает, что он смотрит именно то, что привлекает родителей, то когда он начнет ходить, про это стоит забыть. Теперь важно предоставить ребенку свободу перемещения по музею в соответствии с его пожеланиями. Попробуйте понять интерес ребенка, ведь если ему понравилась какая-то картина, ему захочется снова ее увидеть. Дети вообще любят повторения: по сто раз читать одну и ту же книгу, смотреть один мультик - для них это важный ритуал! И именно эта любовь к повторениям может сыграть важную роль в формировании интереса к искусству.
Годам к трем важно перенаправить свободное перемещение ребенка по музею, часто бесцельное, на расстановку определенных акцентов в экспозиции. Выбирайте музей, который ему наверняка понравится, ведь вы знаете, что его привлечет больше: живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Выделите 1-2 работы из экспозиции и попробуйте расспросить ребенка о них. Вы сами удивитесь, сколько интересного могут увидеть малыши даже в самых странных произведениях искусства. Особенно это касается современного искусства, которое малыши всегда воспринимают на ура.
Постепенно постарайтесь больше времени уделять тому, чтобы выслушивать именно впечатления (и конечно же, знания) ребенка о том, что он видит в музее. Во-первых, это мотивирует детей изучать искусства, в том числе вне стен музея. Во-вторых, способствует развитию вкуса, речевых навыков и памяти. Дети любят чувствовать себя значимыми и полезными.
Впрочем не забывайте и сами готовиться к походам в музей с ребенком. Рассказывать детям что-нибудь интересное и захватывающее о картинах и жизни художников – это еще раз будет напоминать им о том, что искусство – область, полная тайн и загадок. А о любви детей к загадкам и тайнам можно не рассказывать.
Я бы могла еще очень долго писать о том, что надо выбирать определенные дни и время для похода в музей с детьми, посещать музейные буфеты и магазины…Об этом часто упоминается в арт-литературе, посвященной приучению детей к искусству с пеленок. Но на своем опыте могу сказать, главное, чтобы ребенок чувствовал ваш интерес к искусству. Даете ли вы сами почувствовать ребенку, что мир искусства – интересная и достойная изучения область? Если да, тогда вы точно двигаетесь в правильном направлении.