«Джентльмена в Москве» можно рассматривать как необычный эксперимент по воссозданию образа российского дворянина таким, каким его представляют американцы. Эту книгу не стоит читать как реконструкцию советской эпохи, хотя Амор Тоулз не промахивается в фактах. История в романе живет в примечаниях, сносках, отступлениях и дополнениях, лишь мимолетно врываясь в сюжетную ткань книги. Как Советский Союз был попыткой построить социализм в отдельно взятой стране, так и «Джентльмен в Москве» – попытка сконструировать аристократическую мини-вселенную в отдельно взятом отеле.
Сейчас уже обсуждаются съемки сериала по книге, главную роль сыграет Кеннет Брана, известный многим по фильмам «Убийство в "Восточном экспрессе"» и «Тор».
«Джентльмен в Москве» более сорока недель не покидал списки бестселлеров Америки и был назван одной из лучших книг 2016 года сразу несколькими важными СМИ.
Амор Тоулз, «Джентльмен в Москве», сюжет:
Некогда поэт, граф Александр Ростов в 1922-м попадает под трибунал как враг рабочего класса. Вместо высшей меры наказания графа отправляют в крайне необычную ссылку – в отель «Метрополь», который он не имеет права покидать. Если граф покинет отель, его ждет расстрел.
Владелец большого поместья, никогда в своей жизни не работавший, теперь граф Ростов должен приспосабливаться и выживать в новых условиях, наблюдая за самыми страшными, поворотными событиями в нашей истории. Постепенно Ростов осознает, что джентльмены бывшими не бывают.
Вместе со свободой Ростов лишается своих вещей и дворянской роскоши. Вместо обставленного номера ему приходится жить в узкой комнатке на чердаке, иметь вместо внушительной библиотеки – несколько самых нужных книг. От родового имения "Тихий час" остаются лишь воспоминания. Чтобы частично сохранить привычные ритуалы аристократической жизни, графу приходится продать несколько спрятанных драгоценностей.
Хорошо образованный и прекрасно воспитанный, Ростов не имеет профессии (потому что людям его ранга она не нужна). Он никогда не работал и первое время (при новых условиях жизни) продолжает вести праздный образ жизни, читая, думая, вспоминая сестру и бабушку. Неизменно принимая трапезу в ресторане при отеле, граф быстро знакомится с разнообразной элитой новой России. Ближайшими друзьями Ростова становится персонал отеля, от швейцара до главного повара. Необычными спутниками Ростова становятся также одноглазый кот и девочка со странной судьбой Нина Куликова, с которой граф исследует отель вдоль и поперек. Он даже на время станет ей кем-то вроде отца.
Проходят годы, и граф, и прежде не признававший себя узником отеля, еще больше приспосабливается к жизни взаперти. Целая вереница персонажей проходит через отель, а жизнь графа остается прежней. Страна претерпевает трудности, тучи над Кремлем все чаще сгущаются, несколько близких графу людей исчезают, тогда как Ростов набирается мудрости, оставаясь аристократом до мозга костей. Ему, идеальному джентльмену, теперь приходится работать официантом, но это только повод для самосовершенствования. Ростов помогает в создании идеального соуса, идеально сервирует стол, безошибочно разбирается в вине. Судьба сводит его с известными журналистами, популярными актрисами, опальными поэтами, загадочными шпионами и опасными агентами госбезопасности. Оставаясь всегда галантным и добросердечным, граф никогда не позволяет ни обмануть себя, ни втянуть в опасную интригу. И все же Ростов, более трех десятилетий спустя, находит возможность бежать из отеля.
Несмотря на происхождение графа, он – словно бы реинкарнация английского джентльмена викторианской эпохи. Его манеры, привычка держаться, ход мыслей – все указывает на западный менталитет Ростова.
«В такое грубое время, как наше, этот прекрасно написанный роман поражает изысканностью прошлого» - Washington Post.