В ходе исследования изучен негативный опыт взаимодействия пользователей в интернет-среде с точки зрения культуры и личной безопасности, а также последствия такого взаимодействия. Для измерения индекса DCI были выделены четыре основные категории рисков: поведенческие, нежелательных коммуникаций, сексуальные и репутационные. В этом году география исследования расширилась до 23 стран по сравнению с 14 странами в прошлогоднем исследовании. В опросе участвовали взрослые (18–74 года) и подростки (13–17 лет).
Опрос продемонстрировал, что в России по сравнению с другими странами пользователи гораздо чаще подвержены поведенческим рискам – 54% против 39%. Тем не менее, в этом году респонденты из России сталкивались с «плохим обращением» на 12% реже, чем в прошлом году (35% в 2017 году против 47% годом ранее). «Оскорбления в интернете», по мнению россиян, сократились на 4% - до 39%. Однако по новому показателю в этой категории — «Микроагрессия» — Россия получила 26%, что на 14 процентных пунктов выше среднего мирового уровня. По общему уровню поведенческих рисков Россия находится на втором месте, уступая лишь Турции (59%).
Репутационные риски все еще распространены в России, однако жертв доксинга (раскрытия сведений о личной жизни) среди россиян за год стало на 6% меньше (11%). Показатели рисков вреда личной и деловой репутации в России сравнимы с общемировыми (8% и 3% соответственно).
С сексуальными рисками россияне сталкиваются реже, чем жители других стран: при общемировом среднем показателе 31%, у России — только 20% (на 3 процентных пункта ниже показателя прошлого года).
При этом женщины демонстрируют более высокий уровень цифровой культуры почти по всем показателям. Они чаще, чем мужчины, относятся к другим с уважением и достоинством (79% против 65%), уважают мнения других людей (68% против 53%) и делают паузу перед ответом на сообщение или комментарий, с которым не согласны (71% против 61%).
Опрос также показал, что с агрессивным поведением чаще всего сталкиваются подростки (77%). Они «опережают» все остальные возрастные группы по среднему количеству рисков. Так, в группе 18-34 лет этот показатель составляет 75%, в группе 35-49 лет – 70%. Эти результаты обусловлены низким уровнем онлайн-культуры самих подростков, которые реже остальных уважительно относятся к другим пользователям. В то же время молодые люди лучше всех способны защищать свои интересы и интересы других людей. А поколение «бэби-бумеров» (людей в возрасте 50–74 лет) продемонстрировало самый высокий уровень культуры в сети.
Только 17% респондентов сообщили, что не испытывают сложностей при столкновении с онлайн-рисками. Это на 8% ниже, чем в прошлом году, и почти на 30% ниже общемирового уровня (46%). 33% опрошенных знают, куда обратиться за помощью при подобных инцидентах: это на 3 процентных пункта выше в сравнении с прошлым годом, но все еще ниже общемирового уровня (45%).
«Развитие цифровой экономики стимулирует повсеместный рост цифрового потребления, который всегда сопровождается ростом рисков в сети. Современное общество все еще социально и культурно не адаптировано к возможностям интернета. Основная проблема заключается в том, что люди не воспринимают интернет как реальное поле для коммуникаций, хотя он им уже стал. Они чувствуют себя свободно и безнаказанно, несмотря на то, что многие выводы о человеке сегодня делают именно исходя из его поведения в сети. Не задумываясь об этом, пользователи рискуют своей репутацией и, как следствие, могут получить реальные проблемы во всех сферах своей жизни», — прокомментировал Сергей Гребенников, директор РОЦИТ.