Если выйти на улицу и задать прохожим вопрос: «Что такое весёлые картинки?», то почти все (или вообще все, кроме разве что иностранцев) ответят: «Это детский иллюстрированный журнал». Причём возраст не важен: правильный ответ дадут и дети, и подростки, и люди средних лет, и пожилые. Кто-то читал и рассматривал журнал в детстве, кто-то покупает или раньше покупал его для своих детей, некоторые малыши и сейчас смеются над историями в «Весёлых картинках».
В те далёкие годы, когда в нашей стране никто не знал слова «бренд», создатели «Весёлых картинок» сделали то, о чём мечтает каждый издатель, маркетолог и рекламщик: создали суперузнаваемый бренд. Имя журнала у всех на устах уже 60 лет.
В начале 1956 года советское руководство распорядилось развивать детскую литературу и периодику, о чём было выпущено официальное постановление. Стали появляться новые детские газеты и журналы. Ситуацией воспользовался известный карикатурист «Крокодила» Иван Семёнов, у которого как раз была идея журнала для ребят примерно до десяти лет. Опытный мастер в одиночку нарисовал «пилотный» номер журнала и представил его на утверждение. Идея показалась начальству симпатичной, Иван Семёнов получил «добро» на запуск нового журнала и был назначен на должность главного редактора.
Как появилось название «Весёлые картинки» — доподлинно неизвестно. По одной из версий, Семёнов приехал на дачу навестить сына и застал его за рисованием. Между ними состоялся такой диалог: «Что рисуешь?» — «Картинки про то, как мы тут живём». — «Какие картинки?» — «Весёлые картинки!» Это словосочетание запомнилось Семёнову и позже стало названием журнала.
Журнал стал сразу выходить большими тиражами, но даже их не хватало на всех желающих. Советские дети с первых же номеров полюбили «Весёлые картинки», и подписка на журнал стала желанным подарком, а в газетных киосках его сметали за считанные часы. В чём же был секрет такой популярности? Почему у Ивана Семёнова и его коллег получился такой успешный проект, выражаясь современным языком?
Причин несколько. В первую очередь это личность главного редактора и собранная им команда художников. Семёнов не только сам был выдающимся мастером книжной и журнальной графики, признанным карикатуристом, но и умел привлекать к своему делу другие таланты. С журналом сотрудничали лучшие мастера того времени. Причём опытный главред приглашал в журнал как корифеев жанра, состоявшихся художников (таких как Константин Ротов, Аминадав Каневский, Владимир Конашевич, Владимир Сутеев, Юрий Васнецов), так и молодых (Михаил Битный, Виктор Чижиков, Виталий Стацинский). Это сочетание опыта, годами отточенного мастерства и молодого задора, фантазии сделали журнал уникальным, узнаваемым, придали ему собственное неповторимое лицо.
«Весёлые картинки» были журналом новаторским. Прежде всего из-за нового для того времени жанра — комикса, который активно продвигали Семёнов и его команда. В каждом номере журнала было по нескольку длинных историй с несколькими персонажами, которые обменивались репликами, напечатанными внутри «пузырей» — облачков со словами. Эта форма привычна современным детям (отметим, что взрослые её тоже любят), а тогда это было новинкой, которая сразу всем понравилась.
Ещё одно новаторское решение, полюбившееся маленьким читателям, — альбомная (горизонтальная) ориентация журнала, который из-за этого был похож на художественный альбом. Уже одним этим «Весёлые картинки» выделялись на фоне остальных журналов, обращали на себя внимание. И художникам так было удобнее заполнять страницы своими рисунками.
Семёнов и другие художники журнала придумали целую компанию «сквозных» персонажей, которые веселили читателей из номера в номер. Это знаменитый «Клуб Весёлых человечков» — Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Дюймовочка, Буратино.
Художник Леонид Сергеев вспоминает атмосферу «Весёлых картинок» такими словами: «Потрясающий мир художников-юмористов, клан неисчерпаемых выдумщиков и едких насмешников. Этот клан можно представить в виде облака с электрическим полем юмора, попадая в которое невольно трясёшься от смеха». А Константин Ротов, один из столпов журнала, говорил так: «Крокодил» — мой долг, а «Весёлые картинки» — моя любовь».
Отчасти эта атмосфера была связана с таким удивительным фактом: «Весёлые картинки» были единственным в Советском Союзе печатным изданием, которое не проходило цензуру, которая в те времена была строго обязательной для всех. Конечно, партийное и комсомольское руководство контролировало журнал, но по сравнению с другими изданиями давление сверху было минимальным. И авторы журнала чувствовали себя достаточно свободно.
Так получился популярнейший детский журнал, тираж которого в начале 80-х годов прошлого века достигал фантастических по нынешним временам девяти с половиной миллионов экземпляров. Сейчас, конечно, такие тиражи невозможны, этому есть объективные причины. Но и сегодня, в совершенно другое время, чем 60 лет назад, и в совершенно других условиях, «Весёлые картинки» продолжают радовать юных читателей по всей нашей стране.
Дмитрий Данилов, отрывок из книги «Весёлое детство «Весёлых картинок».